Евхаристия и смерть Христова Печать

 

Проповедь ректора Николо-Угрешской Духовной семинарии игумена Иоанна на литургии в Великий Четверг.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…»

Это песнопение, дорогие братья и сестры, в настоящий день многократно воспевается Святой Церковью, поскольку мы достигли Великого Четверга, дня воспоминания Тайной Вечери Христовой. Мы с вами являемся участниками этой Тайной Вечери. Сегодня читается фрагмент из первого послания св. апостола Павла к Коринфянам, в котором приводится удивительное откровение. Апостол Павел сообщает о том, что Сам Господь Иисус Христос открыл ему о том как на Тайной Вечери было установлено Таинство Святого Причащения. В послании говорится, что Господь на Тайной Вечери, взял хлеб и вино, возблагодарил, совершил молитву, преломил Хлеб и сказал: «…приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»(1 Кор.11,24-25). Таким образом, Он преподал Свои Пречистые Тело и Кровь впервые Своим ученикам. Действия, которые описывает Апостол Павел, в точности соответствуют тому, что совершаются каждый раз, когда мы совершаем Божественную Литургию. Апостол Павел называет эту службу «Вечеря Господня», в воспоминание того, что Господь вечером, накануне своих страданий, собрал узкий круг своих самых близких друзей и совершил с ними пасхальную вечерю - особое домашнее богослужение. Этот обычай был установлен еще Моисеем в воспоминание исхода из Египта, когда народ Божий, был избавлен от египетского рабства. Перед тем, как иудеи вышли из этого рабства, они заклали пасхального агнца, помазали кровью этого агнца косяки своих домов, дабы ангел-губитель прошел мимо них, и поспешно съели агнца. Этот Пасхальный Агнец и был прообразом Господа Нашего Иисуса Христа. На него указал Иоанн Предтеча, говоря: «Вот Агнец Божий, который вземлет грехи мира». Поэтому именно на Тайной Вечери, перед Пасхой, накануне Своих Страданий, Господь собрал Своих учеников, и вместе с ними совершил то богослужение, ту вечерю, которая легла в основу нашей Литургии, самой главной службы в Церкви, на которой мы с вами присутствуем. В чем же значение Божественной Литургии? Божественная Литургия являет нам Церковь. Тот же Апостол Павел говорит о том, что Церковь есть Тело Христово. Также Евхаристия это есть Таинство Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Причащаясь на Божественной Литургии Пречистого Тела и Крови Спасителя Нашего и Бога, мы делаемся членами Его Тела. Мы возобновляем ту связь с Богом, которую человек теряет через прегрешения. Вот в чем смысл тех слов, которые Господь произнес на Тайной Вечери. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Не просто припоминайте, не просто имитируйте, но повторяйте это богослужение всякий раз, когда вы собираетесь во имя Мое. Когда вы совершаете Божественную Литургию. И святитель Василий Великий, литургия которого совершается, в составленной им молитве Литургии, таким образом, интерпретирует слова, сказанные Господом: «Сие творите в мое воспоминание. Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, Мою смерть возвещаете, и мое воскресение проповедуете». В чем смысл этих слов? На той вечери, которая совершалась в иудейских семьях, существовал такой обычай, что глава семьи рассказывал, о том, каким образом эта вечеря была установлена. Что она знаменует, какое значение она имеет для народа Божия. Такую же проповедь и такую весть всякий раз содержит в себе Божественная Литургия, которую мы называем бескровной жертвой, которая по своему значению равна и Тайной Вечери, и Искупительной Жертве Господа Иисуса Христа. Поскольку именно на Божественной Литургии мы в особенности приобщаемся к тем искупительным плодам Жертвы Христовой, которую Господь принес за жизнь мира.

В этот день мы всегда призывали и призываем верующих к участию в Трапезе Господней, но обстоятельства времени таковы, что храмы пусты. Означает ли это, что верующие, которые по особенной причине: по причине болезни, морового поветрия, которому подверглось наше общество, отторгнуты от Божественной Литургии? Вовсе нет. Божественная Литургия имеет универсальное значение, потому что на ней приносится Жертва за всех верующих. Если мы всей душой стремимся в храм, но не можем сегодня прийти в храм, приобщиться Святой Чаши, это не значит, что мы лишаемся в этот день божественной благодати. Это не значит, что мы полностью отторгнуты от того, что происходит в храме, потому что благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и причастие Святого Духа не ограничиваются стенами храма. Эти Святые Дары, духовно преподаются всем верующим, и тем, кто смотрит сегодняшнее богослужение по трансляции, и тем, кто не имеет такой возможности, но вспоминает великое событие, которое Господь совершил на Тайной Вечери, когда Он принес Себя в Жертву прежде того, как эта Жертва осуществилась. На Божественной Литургии вначале совершается так называемая Проскомидия - приготовление, которое предшествует самой Евхаристии. На этом чинопоследовании священник из просфор вынимает частицы в память живых и усопших с произнесением их имен. Это говорит о том, что приобщение таинствам Церкви происходит и в такой форме. И тем людям, кто был таким образом помянут на литургии, таинственным образом сообщается благодать Духа Святого. Сегодня мы тоже помянули всех тех, кто является нашими прихожанами, кто просит этих молитв желая быть в духовном единстве с Церковью. Мы верим, что их приобщение ко Христу произойдет в данной ситуации именно таким образом. И ваши немощи, и ваши чаяния будут поддержаны этой силой Божественной Благодати, которая не имеет, как уже было сказано, никаких границ. Апостол Павел говорит о том, что мы возвещаем смерть Господню. Эта смерть явилась спасением, была спасительной для мира, потому что смертью Христос попрал смерть. И мы приобщаемся этой смерти, делаемся «сообразуемся смерти Христовой» (Филипп. 3,10). Это значит, что всякий христианин призывается умереть вместе со Христом для жизни греховной и воскреснуть для вечной, радостной жизни в Боге. Будем же терпеливо, с упованием на помощь Божию и с верой во благой промысл Божий, нести наш житейский крест. В настоящий момент бедствия коснулись всех нас: кого-то в большей степени, кого-то в меньшей. Сегодня наша молитва в первую очередь о тех, кто страдает от заболевания, распространяющегося в нашем городе, в нашей стране и по всему миру, и в особенности о тех, то помогает бороться с этой пандемией. Прежде всего, хотелось бы призвать вас к молитве за врачей, которые более всего страдают, более всего подвергают опасности свое здоровье и даже свою жизнь. Будем укрепляться благодатью Божией. Будем осознавать то, что мы, не взирая на внешние обстоятельства, являемся членами Тела Христова, являемся Церковью Божией, являемся причастниками Христа. Эта вера пусть сохранит нас от пагубного духа уныния, от ропота, от недовольства, от проявлений гнева и нетерпения, чтобы вся эта смута не касалась нашего сердца, и чтобы мы могли, укрепившись силой божественной благодати, пройти Страстную Седмицу, встретить радостно праздник Пасхи Христовой и в скором времени здесь, снова, в храме встретиться и приобщиться Божественной Трапезы Царства Христова, которое являет Свою силу в Таинстве Святой Евхаристии. Аминь.