blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Мученичество как свидетельство о Христе PDF Печать E-mail

 

Проповедь секретаря Учёного совета семинарии диакона Владимира Алёшкова, произнесённая на Воскресном Всенощном бдении в день памяти Сорока мучеников Севастийских.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры!

Период Святой Четыредесятницы является временем сугубого покаяния. Поэтому Святая Церковь издревле призывала Своих чад проводить его в строгом посте, воздерживаясь не только телесно, отказываясь от вкушения скоромной пищи, но и духовно, удаляясь от всевозможных увеселительных занятий. Более того, постное воздержание простирается даже и на некоторые аспекты литургической жизни Церкви. Так, в будние дни Святой Четыредесятницы количество радостно-торжественных последований было значительно сокращено. В частности, в эти дни мы не служим полной Литургии, большая часть богослужебных текстов читается, а не поётся, практически не совершаются праздненства в честь святых. Лишь только два поздника, посвящённых памятям святых, предполагают совершение полиелейного богослужения. Первый из них посвящён «большему среди рождённых между женами» - Предтече Господню Иоанну (1-ое и 2-ое обретение главы св. Иоанна Предтечи), а второй, совершаемый ныне, - сорока мученикам Севастийским. Чем же прославились сии угодники Божии?

Они пострадали за Христа около 320 года в городе Севастии, располагавшемся в Малой Армении. Будучи храбрыми воинами царя земного, они были всей душой преданы Царю Небесному. И когда, во время гонения на христиан при правителе Ликинии, от них потребовали отречься от Христа, святые воины ответили решительным отказом. За это они были подвергнуты одному из самых страшных испытаний – мучению холодом. В начале марта, при северном, пронзительном ветре, страдальцы нагими были загнаны на середину озера, где их держали на протяжении всей ночи.

Мы лишь отчасти можем представить те страдания, которые претерпевали эти мученики. В народе говорят, что нет ничего страшнее холода и голода. Действительно, замерзающий человек быстро теряет мужество. В какой-то момент его охватывает чувство некой безысходности, уныния и малодушия. Непреодолимое стремление в скорейшем времени ощутить желаемое тепло овладевает всеми его чувствами и парализует его волю. Замерзающий человек может легко «сломаться» и совершить необдуманный поступок, направленный на избавление от страданий любыми возможными способами. Именно на это и рассчитывали мучители Севастийских страдальцев. При этом мучения святых воинов усиливались и тем, что в непосредственной близости от них – на берегу озера – была устроена тёплая баня. Но мученики Христовы мужественно претерпевали стужу, укрепляя себя пением псалмов. И лишь один из них, не стерпев лютого холода, побежал в баню, переступив порог которой тотчас упал замертво. Таким образом, несчастный, думая спасти временную жизнь, лишился не только её, но и уготованных ему небесных благ в вечности. Однако число сорок было восполнено одним из стражников, который, видя мужество невинных страдальцев, объявил себя христианином и добровольно бросился в ледяные воды озера. И совершилось чудо: пламенная вера сорока мучеников оказалась горячее земного тепла. Простояв всю ночь в ледяной воде, святые остались невредимы. Тогда мученикам железными молотами перебили голени, после чего они испустили дух.

Какой же нравственный урок преподаёт нам подвиг сорока мучеников? Ведь кто-то может сказать, что мученичество – это удел избранных и страдания сорока мучеников являются для нас предметом восхищения и ничего более. Однако это далеко не так.

Во-первых, многовековая история Церкви показывает, что временами силы зла с особой яростью ополчаются на христиан, провоцируя кровавые гонения. И нет никакой гарантии, что Промыслом Божиим не уготовано нам, подобно сорока мученикам, встать перед судьбоносным выбором – отречься от Христа и продолжить комфортно жить на этой земле или же пострадать за веру, испытав всяческие лишения, вплоть до мученической кончины. И лучшей иллюстрацией подобной исторической ситуации является начало прошлого века, когда на Церковь Христову в нашем Отечестве были воздвигнуты страшные гонения: убиты десятки тысяч священнослужителей, монашествующих и мирян, закрыты и осквернены многочисленные храмы и монастыри.

Во-вторых, само по себе понятие «мученичество» имеет и более глубокий смысл, не ограничивающийся только лишь мученической кончиной. Примечательно, что с греческого языка слово «мученик» дословно переводится как «свидетель». Действительно, своей смертью за Христа сорок мучеников свидетельствовали об Истине, ради Которой не только следовало жить, но и при необходимости можно и нужно умереть. При этом страдальческая кончина святых воинов была вершиной их добродетельной жизни. И если к мученической смерти за Христа призываются лишь избранные, то добродетельная жизнь должна являться предметом особого попечения всякого христианина. Более того, каждый христианин призван свидетельствовать о Евангельской Истине всей своей жизнью. Если он, вопреки вызовам секулярного мира, живёт по заповедям Божиим, он тем самым свидетельствует о непреложности Евангельского Закона на все времена. Именно об этом говорил Господь в нагорной проповеди, призывая Своих учеников: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

В третьих, житие святых страдальцев ставит нас перед проблемой нравственного выбора, актуальной во все времена. Подобно тому, как сорок мучеников оказались перед выбором между вечной жизнью со Христом и комфортным проживанием на этой земле, каждый из нас ежедневно делает свой выбор между добром и злом: помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать, утешить или огорчить и т.д. И от этой череды маленьких выборов зависит наша будущая участь в вечности. Поэтому в духовном плане мы каждый день оказываемся между студеным озером трудностей стояния в добродетели и жарко натопленной баней греховных удовольствий.

Более того, постоянство в добродетели уже сопряжено для нас с неким «бескровным» мученичеством. Если человек желает всем только добра, а ему платят ненавистью и призрением, если его добрые дела остаются без благодарности, а сам он является предметом насмешек и издевательств, если человек, не жалея своих сил, самоотверженно выполняет свой долг, а его порицают, злословят и обвиняют в корысти – это ли не мученичество? Или, наконец, если человек, спасая свою душу, неустанно борется с грехом, ревностно подвизается против страстей, мужественно переносит искушения и соблазны - это ли не добровольное мученичество?

Поэтому, взирая на подвиг сорока мучеников Севастийских, будем хранить верность Божественным заповедям в любых обстоятельствах, твёрдо исповедуя свою веру. Будем мужественно претерпевать все трудности следования за Христовым по тернистому пути земного жительства. Будем утешаться словами Господа: «В мире будите иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Аминь!

 
xnxx uporn.icu tube8 spycamera.club youporn redrube.mobi fetishtube