blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Заповедь поста PDF Печать E-mail

 

Проповедь ректора Николо-Угрешской Духовной семинарии игумена Иоанна в Прощеное воскресенье 1 марта 2020 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем заговение на Великий Пост. А с завтрашнего дня мы вступаем на поприще Святой Четыредесятницы, начнем путь нашего посильного подвига пощения. Это спасительное средство, призвано приготовить наше сердце достичь праздника святой Пасхи. Подвиг поста - это наша духовная жертва Богу. И вот, сегодня уместно нам порассуждать о том, что означает пост в нашей жизни. Для этого Святая Церковь предлагает нам сегодня воспоминание Адамова изгнания из рая. Наш общий праотец, Адам, с которого начало свою историю человечество, в самом начале этой истории был изгнан из Рая. Завтра мы будем слушать канон преподобного Андрея Критского, где песнописец, рассуждает об этом событии в таких словах: «Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам». О какой заповеди говорит здесь преподобный Андрей? Это как раз и была Заповедь поста. Таким образом, дорогие братья и сестры, пост является не просто физическим упражнением воздержания в пище, которое имеет своей целью здоровье тела. Для нас пост это именно Божественная Заповедь, та самая Заповедь, которую Адам не сохранил и через это лишился Рая. Книга Бытие повествует о том, что в райском саду Эдеме существовало древо познания добра и зла, вкушение плодов которого было запрещено людям Богом. Это воздержание и было постом первых наших прародителей. Адам жил совершенно блаженной, счастливой жизнью, радостной, творческой. А вкушение запретного плода перечеркнуло возможность радоваться этой жизни. С тех пор пост несёт в себе, черты печали. Мы совершая пост, вспоминаем, что и мы подобно Адаму не сохранили верность Господу, слову Божьему, подобно падшему Адаму не исполнили заповеди воздержания, через наше греховное невоздержание впадаем во многие грехи. Это происходит с нами ежедневно, ежечасно. Нет человека, который жив был бы и не согрешил, поскольку грех это не только прямое нарушение той или иной Заповеди, но и некая врождённая болезнь, которая тяготеет над всем человеческим родом и проявляет себя в нашей жизни разнообразно. Именно от этой болезни пришёл исцелить нас Господь наш Иисус Христос, Который явился в «подобии греха» (Рим. 8:3), потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил нас от закона греха и смерти.. И мы знаем, что Господь, вступая на путь Своего общественного служения, тоже предпринял пост, 40 дней находясь в пустыне. По примеру Господа и мы налагаем на себя пост святой Четыредесятницы, чтобы последовать стопам Господа нашего Иисуса Христа. Но если Господь был безгрешен, то для нас пост есть средство врачевания нашей духовной жизни, потому что закон греха, который действует через нашу плоть, побеждается силой Божественной благодати. И то, что мы в течение поста забираем у плоти, то излишнее внимание, которое мы ей посвящаем через обильное вкушение пищи, развлечения, праздность и оставление молитвы. Всё это мы можем компенсировать, употребив добродетель поста и молитву, поскольку одно без другого не совершается.

Но есть особенное условие, которое говорит сегодня Господь нам в Евангельском чтении. Мы слышим слова Нагорной проповеди. Наибольшее внимание из всех добродетелей Господь в этой беседе уделяет добродетелям молитвы, милостыни и поста. И как же Господь говорит о посте? «Когда вы поститесь, не будьте унылы как лицемеры, потому что они принимают на себя печальные лица, чтобы показаться постящимися пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь главу твою елеем и умой лицо твоё, чтобы показаться постящимся не пред людьми, а перед Богом, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).

Таким образом, дорогие братья и сестры, пост – это не столько внешний телесный подвиг, но средство употребляемое для того, человек пережил спасительный процесс возрождения, чтобы через оставление попечения о плоти Дух Божий смог бы воспроизвести в нашем сердце спасительные изменения. К сожалению, у нас часто пост бывает совсем другой. Мы думаем, что смысл поста в том, чтобы не вкушать определенные продукты животного происхождения: молока, яиц, рыбы, мяса. И вот, кто дотерпит до конца – считает себя преуспевшим в деле поста, праведным. Такое настроение очень опасно, это самодовольство лишает человека смирения. Когда мы в этой формальной стороне религиозной жизни видим весь смысл поста, это свидетельствует о глубоком заблуждении. Часто такой человек начинает превозноситься, показывая свой пост, чтобы это видели люди. И действительно, он тогда не только лишается награды на Небесах, от Отца Небесного, но и часто вредит окружающим. Один священник, у нас в монастыре, рассказывал, что пришёл к нему один мужчина и рассказал: «Я мало знаю в религиозной жизни, мало знаком с традициями Церкви, но я очень хорошо, даже без календаря знаю когда начинается пост. Я работаю на руководящей должности, и у меня в подчинении есть женщины, которые ходят в Церковь. Когда начинается пост, они начинают ругаться между собой». Это естественно, потому что когда в повседневной жизни человек не получает продуктов питания в обычном режиме он начинает раздражаться, а если он ещё старается усугубить этот подвиг, он идёт в ущерб духовной жизни. Так бывает потому, что мы забываем о словах Господа, что в пост надо «помазать главу свою елеем и умыть лицо своё» (Мф. 6:17). Что это означает? «Помазать главу елеем» значит употребить елей. А что такое елей? Это древний символ милости Божией. В греческом языке, на котором было написано Евангелие, елей и милость - это слова, которые пишутся и звучат практически одинаково. Господь Духом Своим Святым изливает Божественную любовь в наши сердца и они должны быть наполнены этой любовью, как лампада наполнена елеем, и гореть этим светом, просвещая окружающих нас людей. Великий Пост – это время, когда мы должны стараться преодолеть в себе злобу и даже более того, принести добро окружающим нас людям. А «умой лицо» - образ покаяния. «Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши меня и паче снега убелюся» (Пс. 50:9), читаем мы каждый день в утренних молитвах. Там находится 50 покаянный псалом, и эти слова каждый христианин должен хорошо знать. Вот смысл поста, заключающийся не только во внешнем соблюдении норм питания.

Действительно, Великий пост строгий, но не нужно бояться. Господь даёт силы. Самое главное пост – это не океан, а корабль, на котором мы бушующее греховное море имеем возможность пересечь. Это полезное упражнение, которое человеку даёт особенно духовное состояние, в том случае, если мы стараемся в это время чаще посещать храм, чаще открывать Священное Писание, что мы редко делаем, совершать дела милосердия. А если внимательно посмотреть, то у нас много возможностей, чтобы совершить много добрых дел, не ожидая получить взамен какую-то благодарность, ответное благодеяние, а просто сотворить эту милостыню в тайне, и Господь воздаст нам явно.

Дорогие братья и сестры, будем укрепляться этими словами Господа и с решимостью и благой ревностью вступим на благословенное поприще Великого Поста. Господь да укрепит нас Божественной благодатью, Своей силой, да вразумит нас, чтобы мы уклонились от пагубного лицемерия, совершая этот подвиг, приблизились к исполнению Заповеди поста. Сотворим эту добродетель втайне нашего сердца, и Господь, видящее тайное, воздаст нам явно Своей Божественной милостью. Аминь.

 
xnxx uporn.icu tube8 spycamera.club youporn redrube.mobi fetishtube