blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Урок покаяния Закхея PDF Печать E-mail

 

Проповедь священника Сергия Шилова на воскресной Божественной Литургии 02.02.20

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь начинает готовить нас к спасительному поприщу Великого Поста, и в Евангельском чтении мы слышали историю встречи Господа нашего Иисуса Христа и Закхея в древнем городе Иерихоне недалеко от побережья реки Иордан, где произошло это Евангельское событие. Город крупный, шумный многолюдный, каким он был во времена Христа, и в этом городе жил человек по имени Закхей. Человек, который был старшим над мытарями. Выражаясь нашими современными понятиями, начальник налоговой службы, который, с одной стороны, был богат, знатен, имел высокий социальный статус, а с другой, человек, который был презираем своими соплеменниками, который считался ими изменником и вором, поскольку налоги он собирал в пользу оккупационной Римской власти, как и многие мытари его времени, он наживался на собственных соплеменниках, взимая налоги больше, чем было необходимо, какую-то часть удерживая для себя. Таким образом, для современников Христа само слово "мытарь" было ругательством. Этот человек был воплощением порока, живым собирательным образом всего самого ненавистного Иудеям. Но даже в душе этого человека не угасла искорка веры. Так же, как и его соплеменники, он надеялся на то, что в этот мир придёт Спаситель и всё изменится. И весть о том, что Господь посетил Свой народ и что в Иудею явился Пророк, достигла и его сердца, и он желал встретиться со Христом. И вот такой благоприятный случай Господь ему предоставил: огромная толпа окружала Христа, и Закхей, поскольку был невысокого роста, не мог подойти к Нему; тогда он решается на отчаянный поступок, порыв души: залезает на дерево, чтобы хоть таким образом увидеть Иисуса. Поступок, который наверняка его современниками и согражданами мог быть расценен как хулиганство или баловство. Наверняка Закхей понимал, что за этот поступок его ещё больше будут высмеивать, журить, но это его не остановило. И Господь, видя этот чистосердечный порыв, вспыхнувшую искорку надежды, произносит такие слова: "Закхей, потрудись, слезь. Ибо сегодня в доме твоём подобает мне быть". И эти слова перевернули душу Закхея. Он увидел, что не для всех он презираем, что этот Пророк и Чудотворец не отворачивается от него, не начинает его гневно обличать, что он такой грешник, обирает своих соплеменников, но Он хочет личной встречи с ним, в его доме.

Закхей потрудился, слез, побежал домой, приготовил угощение, чтобы принять Христа, Который пришёл не к праведникам, а грешникам, призвать их к покаянию. Но эта мысль о том, что Христос пришёл не к праведникам, а грешникам, была ещё непонятна людям, которые окружали Христа. И среди этой толпы, окружавшей Христа, стали раздаваться недовольные возгласы: "Что же это за Пророк такой, раз Он пришёл разделить трапезу с грешниками?".

Для евреев вопрос принятия пищи, разделения трапезы был очень важен. Нельзя было садиться за один стол с человеком, который явно совершал какие-то нравственно неблагонадёжные поступки. И тут Христос взял и нарушил эту традицию. И, конечно же, возникло такое возмущение. Закхей прилюдно исповедовал свои грехи. Признал, что он действительно недостоин такой трапезы. Он сказал такие слова: "Господи, вот пол-имения моего я раздам нищим. И если кого обидел - возвращу вчетверо". В Ветхом Завете действовал закон, что если вора поймали с поличным, то он должен был возместить убытки вчетверо. Таким образом, Закхей открыто исповедовал себя, говоря, что он вор, человек нравственно несовершенный, что готов признать свои ошибки и исправиться, что он так же, как и остальные люди, ждёт встречи с Господом. И вот это исповедание своих грехов – внутреннее перерождение души Закхея. Оно, конечно же, не осталось незамеченным Христом, Который произнёс такие слова: "Сегодня спасение этому дому, потому что и он сын Авраама".

Евреи очень кичились своим происхождением от Авраама, своим Божественным избранничеством, и считали, что если Закхей продался Римской власти, позволяет себе такие безнравственные поступки, значит он отпал от рода Авраама. Господь же указывает, что путь к нему и духовное родство возможно для каждого человека при условии покаяния. И Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.

Дорогие братья и сестры, это Евангельское чтение преисполнено христианской надежды. Оно учит нас тому, что как бы тяжко человек ни пал, всегда ему открыта дверь покаяния. И Господь не отворачивается ни от какого человека, ему важна душа каждого: "Се, стою у двери и стучу, и кто отворит Мне, к тому приду и обитель у него сотворю". Дорогие братья и сестры, в этот день и в дальнейшие дни подготовки к Великому Посту, и в сам Великий Пост будем стараться стяжать в себе эту добродетель искреннего покаяния не как какого-то механического перечисления грехов на исповеди, а действительного сердечного сокрушения, желания и стремления изменить свою жизнь.

Смиренно сознавая, что так, как Закхей, перечеркнуть своё прошлое мы не в силах, даже такой крупицы веры, как у Закхея, у нас нет, но вместе с тем надеясь на милость и помощь Божию, постараемся хотя бы чуточку стать лучше. Хотя бы чуть-чуть изменить свою жизнь, образ мысли, поступки, желания и стремления, для того чтобы в Светлый праздник Пасхи встретить Воскресшего Христа и чтобы наша душа была тоже пригодна для того, чтобы Христос в неё вошёл и обитель в ней сотворил. Аминь.