Завет с Господом Печать

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Алексия Сорокина, произнесенная на всенощном бдении накануне праздника Обрезания Господня 13 января 2020 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, накануне Праздника Обрезания Господня, мы слышали паремию из Книги Бытия, повествующую об установлении обряда обрезания. Господь заключает завет (говоря современным русским языком – договор) со Своим избранником праотцом Авраамом и в качестве видимого знака этого завета повелевает совершить Аврааму этот обряд над всей мужской половиной его семьи. Господь обещает Аврааму: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 15:7), «и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 15:13). Каждый человек мужского пола, принявший на себя этот завет, вступивший в этот договор с Богом, теперь призван носить на себе знак этого завета.

В эпоху Нового Завета для нового избранного народа, для нового Израиля, то есть для нас, христиан, знаком участия в этом Завете служит уже иной обряд – Таинство Крещения. Апостол Павел в Послании к Колоссянам проводит параллель между ветхозаветным обрезанием и новозаветным Крещением. Апостол говорит: «В Нем (Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Таким образом, нам, христианам, уже не требуется иметь некий видимый знак этого Завета на своем теле, как это было в Древнем Израиле.

Однако сегодняшний Праздник дает нам повод задуматься над вопросом: а что же дает человеку Крещение? Чем человек крещенный отличается от некрещенного? И это не праздное любопытство. Каждому из нас важно понимать, а что дает лично мне Таинство Крещения.

На этот вопрос очень доходчиво отвечает в своем письме святитель Феофан Затворник: «Крещение дает нам то, чего ничто другое на земле, кроме него, дать нам не может. Оно сочетавает и срастворяет с естеством нашим божественную благодать». Святитель сравнивает крещенного человека с колокольчиком, который отлит из меди и серебра. Внешне он не отличается от такого же медного, «но состав их разный, разный у них звук, разны и честь им, и цена». Так, по словам Святителя, «с крещеным сочетавается благодать Святаго Духа…. на вид и он такой же человек, как и некрещеный, а на деле – в составе своем – они разны» (свт. Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»).

Но святитель Феофан говорит о том, что эта благодать Божия скрыта до тех пор, пока человек не начнет трудиться, прилагать усилие. Мы будто бы ее и не чувствуем. «Огонь есть в дереве, но скрыт. Станьте тереть дерево о дерево – пойдет дым, а потом и огонь покажется. В янтаре и сургуче есть электричество, но так оно не видно. Потрите – и оно тотчас обнаружится притяжением каких-либо мелких частичек и даже искоркою… Если будете почаще себя тереть, ходя в порядках христианских, – чаще будете испытывать и действие благодати» (свт. Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»).

Апостол Павел, увещевая иудеев, которые хвалились своим обрезанием, своей принадлежностью к избранному народу, говорит: «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием» (Рим. 2:25). Не то же ли самое можно сказать и о Таинстве Крещения? Всякий ли человек, принявший однажды Таинство Крещения, является христианином, участником Нового Завета, наследником Небесного Царства? Из истории мы знаем множество примеров, когда люди крещеные становились преступниками, кровавыми тиранами, вели нечестивую жизнь. Мы видим, что само по себе Таинство Крещения не гарантирует человеку ни праведности, ни спасения, ни Вечной Жизни. Необходимо усилие самого человека, следование за Христом, жизнь по заповедям.

Пусть сегодняшний Праздник будет нам напоминанием о том, что мы являемся участниками Нового Завета и что принятое однажды нами Таинство Крещения является знаком этого Завета с Богом. Но знаком не внешним, а внутренним, запечатленным не на нашем теле, а в нашей душе. Аминь.