blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Родство со Христом PDF Печать E-mail

 

Проповедь ректора Николо-Угрешской духовной семинарии игумена Иоанна, произнесенная на литургии в Неделю пред Рождеством Христовым 5 января 2020 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, завершается Рождественский пост, период церковного года, в который мы с вами готовились к встрече праздника Рождества Христова. Сегодняшний воскресный день называется "неделей святых отцов"(то есть непосредственных предков Господа Иисуса Христа), и по этому случаю на литургии полагается особенное чтение. Это самое начало Евангелия от Матфея, содержащее такие слова "Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова". Иными словами это родословие Господа нашего Иисуса Христа. Вот подобно тому как мы с вами готовились постом, молитвою кто-то лучше, кто-то хуже, к встрече праздника Рождества Христова, так же на протяжении длительного времени, многих тысяч лет человечество готовилось к встрече обетованного Спасителя мира - Христа. Об этом говорит сегодняшнее Евангельское чтение, которое состоит, в основном, из перечисления длительного списка имён. В завершении списка святой Евангелист Матфей он обобщает всю родословную. Он говорит о том, что Христос был сыном Авраама, и родословие Христа ведёт именно от Авраама. Также, он указывает в нём Давида царя, упоминает переселение Вавилонское и, собственно, пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа. Вот таким образом перед нами предстаёт вся история Богоизбранного израильского народа, потому что Авраам был родоначальник еврейского народа. Вспомним о том, что Евангелист Матфей писал своё Евангелие именно для иудеев, для той среды в которой явился Господь наш Иисус Христос. Именно Евангелист Матфей больше всего обращает наше внимание на Ветхий Завет, потому что ему важно было указать соплеменникам Господа Иисуса Христа, что именно на Нём, на Иисусе из Назарета осуществились те самые ветхозаветные пророчества, которые ясно указывали на Его Божественное достоинство, на то, что Он есть воистину Христос. И вот, мы внимая сегодняшнему Евангельскому чтению, мысленно проходим ветхозаветную историю, когда человечество готовилось к встрече своего Спасителя. Одна эпоха сменяла другую. Время от Авраама до Давида было ознаменовано постепенным возрастанием и укреплением богоизбранного народа, в итоге чего Израильское царство достигло зенита своей славы. Далее от Давида до переселения Вавилонского последовал период упадка. Израильтяне стали терять веру в Единого Бога, и в наказание им за это было послано страшное бедствие – Вавилонский плен, когда весь народ был угнан в Междуречье почти на 70 лет. И после этого началася исторический период, когда приблизилось вожделенное время Пришествия Христа. А прилизилось оно потому что, как говорит Апостол Павел, «умножился грех» (Рим.5,20). В дни, когда Господь явился миру, на заре Новой эры, это ожидание Христа было особенно сильным. И тогда, явился особенный сосуд благодати в лице Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией, Которая, как воспевает Церковь, сделалась вместилищем Божественного огня.

Вторая часть сегодняшнего повествования говорит о том, что названному отцу Господа Иисуса Христа, праведному Иосифу было открыто чудесное рождение Сына Пресвятой Девы Марии от Духа Святого. Оказывается, что то всё то обширное родословие, которое было именно родословием Иосифа, к явившемуся в мир Богомладенцу Христу прямого отношения вроде бы и не имеет. Но всё же Евангелист Матфей говорит, что это книга родства Иисуса Христа. Что же это означает? А означает это вот что. Как Господь избрал из всех людей в качестве Своей Матери Пресвятую Деву Марию, таким же образом Он и отцом Своим избрал праведного Иосифа, ибо о нём свидетельствует Евангелист, что он был человек праведный. Он, помыслил вначале о том что Дева Мария совершила грех прелюбодеяния, нарушив Свой обет целомудрия и захотел Её тайно отпустить. То есть не захотел поступать с Ней сурово, в соответствии с требованиями тогдашнего Закона, по которому надлежало побивать грешных людей камнями. Евангелие называет его "праведным" человеком, поскольку он явил милостивое отношение к ближнему. Тотчас он был вразумлён Ангелом Божьим, который сказал о том, что Иосифу необходимо вступить в права отцовства, сделаться "названным" отцом Господа Иисуса Христа. Это был великий подвиг веры, подобный тому, который совершил его далёкий праотец Авраам, с которым Господь заключил завет, ибо «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4,3), как говорит Священное Писание.

Итак, дорогие братья и сестры, мы видим что Господь Иисус Христос, явившись в мир и воплотившись на земле - не ворвался в человеческую историю, подобно метеору. Он был ожидаем на протяжении многих поколений праведными людьми, которые сохраняли в себе веру. Но среди великих имён праведных людей, которые по Библии нам хорошо известны: Авраам, Исаак, Иаков, Давид, многие благочестивые цари, (ибо Иосиф происходил из царского рода) в родословии Господа есть также люди, о которых из ветхозаветной истории вовсе ничего неизвестно. Это были тоже предки Господа Иисуса Христа, по Его названному отцу, которых Он воспринял в Своё родство. А есть люди, которые даже вовсе не были отмечены благочестием. Особенностью родословия Евангелиста Матфея является то, что он указывает в нем четырёх женщин. Эти женщины, в особенности для Иудеев, которые читали Евангельское повествование, в общем-то ассоциировались с грехом. Например, Фамарь была невесткой Иуды. Она вступила с ним в незаконную связь и родила от него двух детей. Далее, Раав, блудница. Наверное, было бы неприятно кому-то из нас узнать о том, что нашей какой-нибудь пра-пра бабушкой была блудница. А Господь избирает такое родство и не гнушается им. То же самое Руфь моавитянка. Она была из другого племени, а Иудеи гнушались языческими племенами, но и её Господь принимает в Своё родство. И наконец, сказано, что Давид-царь родил Соломона, от бывшей за Уриею. Эту женщину звали Вирсавия, и как повествуется в книге Царств, которая рассказывает нам о жизни царя и пророка Давида, это супружество было беззаконным. Давид согрешил с ней, соблазнившись ее красотой, и подстроил убийство её мужа Урии. Таким образом, Соломон родился в результате прелюбодейной связи. Вот как удивительно Господь избирает такое родство, в котором есть не только святые люди, но и те, кто стал знаменит своими грехами. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это говорит, что это делается Спасителем для того, чтобы наш позор отнять, ибо Господь воспринимает на Себя всю тяжесть человеческого греха. Как говорит святой Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам: «Не знавшего греха Бог сделал за нас грехом (жертвою за грех), дабы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор.5,21) ибо грехи всего мира Господь принял, в том числе восприняв родство с людьми. И если бы в родственниках Господа Иисуса Христа были бы только праведные люди, история нашего спасения была бы необъективной. Потому что человечество явило не столько верность тому Завету Божию, который Господь заключил с людьми в Ветхом Завете, а показало свою несостоятельность исполнить его требования. Никакими личными усилиями личными люди, даже самые совершенные не могли достичь праведности исполнить того Закона, Завета, который заключил с ними Господь. И поэтому потребовался Спаситель мира, Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, Который воплотился на земле, не переставая быть Богом, сделался человеком, для того чтобы наше человеческое естество через Родство с Сыном Божьим приобрело бы особенные качества, приобщилось бы Божественной жизни.

Вот какую истину и радостную весть содержит сегодняшнее Евангельское чтение. И мы тоже являемся родственниками Господа Иисуса Христа, во-первых потому, что человек через веру делается чадом Божиим по благодати. Дух Святой усыновляет нас Богу во Христе. Мы также являемся сотелесниками и единокровниками Господа нашего Иисуса Христа, поскольку в Таинстве Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа, совершаемом на Божественной Литургии, Евхаристии мы вступаем в особенное, родственное отношение с Господом нашим Иисусом Христом. Таким образом, дорогие братья и сестры Евангелие в особенном свете открывает нам праздник Рождества Христова. Оно указывает нам на то, какую великую милость, какую поистине непостижимую Божественную Любовь Духом Святым Господь излил и изливает в наши сердца. Для того, чтобы мы осознали тот шаг, который некогда Господь предпринял совершая спасение человеческого рода, и который Он постоянно предпринимает в отношении каждого человека стремясь привлечь душу каждого из нас ко спасению, освятить её и преобразить. Для того чтобы это вызвало в нашей душе ответное стремление в вере, надежде, любви покориться воле Божией, сделаться чадом Божиим по благодати, познать ту великую Любовь, которую Господь принёс на землю. «Он пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин.5,20). Аминь.