blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Юность и апостольство PDF Печать E-mail

 

Проповедь Ректора Николо-Угрешской духовной семинарии в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова обращенная к воспитанникам Духовной школы.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которого также называют апостолом любви. Ещё он является покровителем Богословских знаний. В православной иконографии мы видим два типа изображения этого «ученика, которого любил Иисус» (так он называет себя святой Иоанн Богослов в своем Евангелии). На святых вратах иконостаса, в парусах под главой храма, он изображается старцем, пишущим свое Евангелие. Также святой Иоанн Богослов написал послания, и Апокалипсис. Все это было создано им в преклонном возрасте. На иконах праздников, там, где изображаются Евангельские события он ещё юноша. И вот сегодняшнее Евангельское чтение повествует именно о таком событии когда он будучи еще молодым человеком стоял на Голгофе перед Распятым Спасителем. Мы слышим, как Господь, обращаясь с Креста к своей Пречистой Матери усыновил Ей святого Иоанна, а Саму Пресвятую Деву нарек его Матерью. Вместе с тем, надо сказать, что Евангелие даёт нам достаточно правдивый и объективный портрет Иоанна Зеведеева. Сегодняшнее повествование о том, что Господь, при Кресте усыновил его. Своей Пречистой Матери – не ставит Иоанна в какое-то исключительное положение в отношении к другим Апостолам.

Будучи молодым человеком, он имел все недостатки, присущие его возрасту. Мы видим и некоторую горячность, нетерпеливость в соответствии с которой Господь называет его и его брата сынами Грома. Это произошло при следующих обстоятельствах. Однажды, когда в некоем Самарянском селении Господа и Его учеников не приняли, ученики обратились к Господу с таким предложением: «Хочешь ли мы изведём огонь на это селение?», ибо Господь наделил Своих учеников «силами», то есть способностью творить чудеса. Господь отвечал: «Не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9,52-56). В другой раз, уже на кануне Крестных страданий ученики и сами братья Зеведеевы зная, что Господь направляется в Иерусалим, и помышляя, что там Он возьмёт в Свои руки власть, явится как Царь, попросили себе выгодное место в Его Царстве. За это другие ученики, как повествует Евангелист, начали на них негодовать (Мк.10,35-41).

Мы знаем, что святой Иоанн Богослов вместе со своим братом Иаковом и первоверховным Апостолом Петром присутствовали при особых таинственных событиях, когда Господь воскресил дочь Иаира, когда Он преобразился перед Своими учениками на горе, и когда Он молился в саду Гефсиманском. Но при этой молитве Гефсиманской, вместе с другими Апостолами святой Апостол Иоанн заснул и к нему был обращен укор Спасителя «Так не могли вы один час бодрствовать со мною» (Мф.26,40)?

Итак, образ апостола Иоанна в Евангелии – очень правдивый, нисколько не идеализированный. Он предстает нам как молодой человек, во многом, и не только в хорошем, похожий на нынешних представителей нашей молодежи. Так как же оказалось, что он настолько возвеличен Богом?

В одном из своих посланий, Апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «Сия есть победа, победившая мир вера наша» (1 Ин.5,4). Именно в подвиге веры, святой Иоанн Богослов явил ту решимость следовать за Господом. И за это Господь наделил его, также как и других Апостолов, особенной благодатью – благодатью Апостольской, которая есть, прежде всего, сораспятие Христу, а также соучастие Ему в деле спасения людей, ибо апостольство основано на твёрдом камне - исповедания Христа возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Гал. 2,20). Именно поэтому сегодняшнее Евангелие повествует о Крестной жертве Христовой. И мы знаем, что Апостол Иоанн, который был при Кресте, только увидев Его погребальные пелены уверовал в Воскресение Христово. Вера, которая есть верность Христу, была проявлена святым Иоанном. И в нашей жизни она должна проявляться не только тогда, когда мы воспринимаем какие-то блага и благодарим за это Господа, но в особенности тогда, когда нам выпадают испытания со скорбями и сложностями житейскими, в моменты, когда нам даётся почувствовать тяжесть креста. Если мы будем в этом состоянии верны Господу, если мы не оставим молитву, упования на Бога, если в этом состоянии мы находим в себе силы смириться, не возроптать, говоря: «Почему с нами такое происходит!? Почему такая несправедливость!?», то в этом мы проявим настоящую верность Господу, подобно святому Апостолу Иоанну Богослову. Господь, через наш личный крест, врачует наши немощи, укрепляет наши истощённые силы. И вот в этом мы имеем возможность уподобиться апостолу любви, о котором мы сегодня слышали, который был при Кресте Господа Иисуса Христа духовно сораспинаясь Ему. В дальнейшем вся его жизнь была непростой. Как служитель Христов он подвергся многим опасностям, бедам, злоключениям. Сам путь апостольства, на который он вступил в годы молодости ничего положительного, с точки зрения житейской, ему не сулил. То же самое особенно актуально для избирающих путь служения Церкви и в наши дни. Поступая в Духовную школу, мы также как и святой апостол Иоанн Богослов вступаем на этот тернистый путь в молодом возрасте. И нам надо прекрасно понимать, что путь служения Церкви становится всё более и более непростым. И в наши дни, как и в апостольский век, на веру евангельскую ополчаются всевозможные сопротивные силы. Если мы действительно осознаем ответственность своего выбора, принимаем это служение, мы должны приготовиться к нему по примеру святых Апостолов. Они оставили всё, проявили решимость быть верными Христу перед лицом различных испытаний, и через это Господь наделил их духовной властью быть судьями над человеческим родом, в Своем Втором Пришествии.

Дай Бог чтобы и мы, дорогие братья, в завершении своего духовного пути услышали радостный призыв Господа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царство». Аминь.

 
xnxx