blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Урок-экскурсия в монастыре и семинарии для 4 класса московской школы № 914 PDF Печать E-mail

 

18 мая 2013 года на экскурсию в Святую Угрешу приезжали четвероклассники ГБОУ СОШ № 914 Западного учебного округа Москвы. Учитель ИЗО, ОПК и МХК Ирина Николаевна Леонова организовала поездку, сознавая необходимость закрепления и углубления знаний, полученных детьми на уроках Православной культуры.

В Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре, основанном в 1380 году, можно представить и раскрыть любую тему учебного курса Православной культуры. Преподаватели Николо-Угрешской православной духовной семинарии, отметившей своё 15-летие, оказывают методическую помощь учителям школ в различных формах. В частности, разрабатываются и апробируются уроки-экскурсии, включающие в себя различные посильные виды деятельности учеников и, соответственно, посильное (в данном случае – наибольшее) погружение в тему.

По просьбе Ирины Николаевны преподавателем семинарии Алексеем Юрьевичем Соловьевым и семинаристами Константином Трегубовым (3 курс), Евгением Шевко и Алексеем Некрасовым (2 курс) была подготовлена программа урока-экскурсии по теме: «Молитва и труд».

Исходные позиции были следующие: 1) в конце учебного года четвероклассникам уже многое известно, в пособии ими прочитаны параграфы о молитве и христианском отношении к труду, на уроках обсуждали понятия, записывали слова и термины; 2) тема урока и возраст детей требуют отказаться от информационного подхода, характерного для привычной обзорной экскурсии, которую обычно проводят студенты семинарии, несущие послушание экскурсоводов, и научиться различным приёмам общения; 3) дети утомляются быстро, нужна смена видов деятельности каждые 30 минут; 4) учитель, который привёз детей в обитель Святителя Николая, не может быть пассивным рядовым слушателем, подчиненным настроению и «полёту мысли» экскурсовода, только учитель знает детей и установки их родителей, он основной организатор деятельности учащихся, а экскурсовод-педагог соработничает учителю (только так можно миновать промахи и перегибы).

В первой части урока-экскурсии 20 минут все вместе пребывали в Преображенском соборе. «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького…» (Повесть временных лет. Год 6495 (987)). Экскурсоводы показали основные части храма, «прочитали» сюжетные композиции росписей, подвели к святыням, а также рассказали о том, кто и где молится во время богослужения, какими трудами создаётся убранство храма и поддерживается в нём сверкающая чистота.

Затем обошли собор по маршруту крестного хода, обращая внимание на многочисленность построек и величие труда общего, общинного, общественного. В часовне Святителя Николая, утоляя телесную жажду, напоили ростки жажды духовной. Обсуждая труд молитв насельников монастыря, сравнили физический труд монахов и трудников с молитвой.

«Тот, кто занят работой, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».

Во второй части урока-экскурсии дети знакомились с монастырским хозяйством. К сожалению, в этот день не удалось побывать на хозяйственном дворе. На фруктовый сад, в котором в эту пору кипит пчелиная опылительная работа, взглянули из окошка. Садовник (насельник монастыря, несущий послушание садовника) инок Артемий (Урбан) рассказал о прошлогоднем урожае яблок, груш, слив, вишни, об уходе за деревьями и прочих заботах. С большим любопытством дети осмотрели просфорню, прислушиваясь к беглому повествованию просфорника и сожалея, что сам процесс им не показали.

Третья часть урока-экскурсии прошла в учебном корпусе семинарии. В трапезной за общим столом угостились прохладным компотом, в жаркий день показавшимся особенно уместным и нектароподобным. Заглянули в учебные аудитории. У расписания задержались, всех интересовали названия учебных предметов.

Четвертая часть урока-экскурсии началась в тени деревьев напротив северной монастырской стены, носящей название «Палестинской» или «Иерусалимской». Сначала дети не обращали на стену внимания. Но во все глаза смотрели на изображения Иерусалима на иконах, репродукции которых им было предложено рассмотреть. Затем по команде обернулись и уже без команды, однако очень дружно, восторженно ахнули. Преподаватель церковного искусства семинарии А.Ю. Соловьев попытался расшифровать семантику форм уникального архитектурного чуда, построенного в 1866 году, но разговор шел без обратной связи, поэтому вполне может быть, что четвероклассники не смогли понять экскурсовода.

Возле скульптурного образа Святителя Николая Можайского (памятник-символ работы скульптора В.М. Клыкова установлен в 1998 году) сделали общую фотографию.

В пятой части урока-экскурсии были предложены задания, выполнение которых в относительно короткое время возможно при распределении сил и понуждении каждым самого себя к подчинению и взаимопомощи. Разбились на 4 группы по 5 человек.

Одна группа (зодчие) должна была посчитать количество храмов и глав. В стенах монастыря 9 храмов, у которых в совокупности 25 глав. Для сведения упомянем еще 4 придела. Кроме того – 3 часовни.

Вторая группа (землемеры) считала расстояние, которое проходит наместник монастыря в течение дня. Примерно, конечно. Им пришлось мерить расстояния шагами.

Третья группа (озеленители) посчитала деревья в пределах основной центральной части монастыря.

Четвертая группа (цветоводы) отправилась помогать цветоводу монастыря и получила задание собрать скошенную траву на определенном участке.

Когда все справились с заданиями и собрались на тенистой аллее, поглядывая на работы по строительству и укреплению берегов монастырского пруда, дружеские чувства уже нельзя было удержать в берегах.

Паломники. Экскурсоводы попрощались, но урок-экскурсия еще не закончился – дети не хотели уезжать, они снова повели друг друга в храм. Многая лета учительнице Ирине Николаевне!