blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
«Достойных покаяния плодов не истяжи от мене!» PDF Печать E-mail

 

Проповедь проректора по учебной работе священника Алексия Сорокина на великом повечерии в четверг первой седмицы Великого Поста 5 марта 2020 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Подходит к концу первая неделя Великого Поста. Подошло к концу и чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который мы первые четыре дня поста читаем на великом повечерии. А ещё недавно мы стояли в самом начале пути Великого Поста, и хорошо помним свои ощущения, свое состояние в тот момент: некоторое смятение, замешательство перед началом этого трудного пути. Мы начали рассматривать огромную гору своих собственных грехов, глубину собственного греховного падения и на этом пути своего рода указателем в первые четыре дня Поста служил нам покаянный канон.

Вот, мы видим себя вместе с согрешившим Адамом, который был изгнан из Рая, и который стоит напротив закрытых для него Райских врат и рыдает, утратив блаженство пребывания с Богом. А вот мы как будто бы вместе с Авраамом покидаем родную страну и направляемся в Обетованную землю. Вместе с Лотом мы убегали из Содома, спасаясь от огня гнева Божьего… Все эти образы из Ветхого Завета проходили перед нами во время чтения канона. Мы слышали вдохновенные пророческие речи, видели глубокое покаяние Давида, которое служит примером для нашего покаяния, а потом зазвучал и глас Иоанна Предтечи, который провозвещает приближившееся Царство Небесное и проповедует покаяние и исповедание грехов. А затем уже образы Новозаветные проходят перед нами: мы видим здесь людей кающихся, обращающихся к Господу от всего сердца, которые взывают к Нему, чтобы Он их исцелил. Прокажённый, расслабленный, слепорождённый. Мы видим и разбойника на кресте, который исповедует свои грехи, и женщину-блудницу, которая всё своё имение тратит на благовонное миро, а затем слезами и этим миром омывает ноги Господу, ожидая прощения от Него своих собственных многих-многих грехов. И, как пишет подвижница XIX века игумения Арсения (Себрякова), что этот плач блудницы отличается от плача Адама, «это совершенно два различных состояния души человеческой». В плаче Адама слышится «страх, соединенный с отчаянием». «Во втором же плаче (блудницы) слышится возненавидение греха, любовь и дерзновение», потому что Сам Господь совсем близко, Он Сам стал Человеком, чтобы избавить человека от тяжести грехов, чтоб открыть те затворённые Врата, перед которыми в начале земной истории оказался Адам.

Все эти библейские образы, которые мы встречаем в покаянном каноне, служат вехами, ступенями в нашем собственном покаянном пути Великого Поста. Можно взять каждый тропарь этого канона и углубиться в него мысленно, и на основании только одного тропаря можно проделать над собой покаянный труд, серьёзную работу. И слава Богу, что сейчас существует много разных изданий, где этот канон приводится с переводом, с комментариями, с ссылками на Священное Писание напротив каждого тропаря. Наверное, такую работу над собой полезно было бы проделать каждому в течение этих дней поста.

Но вот, завершается чтение канона, и не за горами уже завершение Поста, ведь время проходит быстро. И что же мы читаем в последних тропарях канона? Какое молитвенное воззвание предлагает нам преподобный Андрей? Мы читаем следующее: «Досто́йных покая́ния плодо́в не истяжи́ от мене́, и́бо кре́пость моя́ во мне оскуде́, се́рдце мне да́руй при́сно сокруше́нное, нищету́ же духо́вную, да сия́ Тебе́ принесу́, я́ко прия́тную же́ртву, Еди́не Спа́се». «Господи! Не потребуй от меня истинных плодов покаяния, потому что сила моя истощилась, ослабла. Нет у меня сил, чтобы принести эти плоды. Но подай мне постоянно сокрушённое сердце, и подай мне нищету духовную. Да принесу Тебе это сердце и эту нищету как жертву угодную Тебе». Вот о чём взывает преподобный Андрей в конце канона.

Казалось бы, проделан такой большой труд, долгий покаянный путь, проделана такая работа над собой, и к чему мы приходим в конце? Мы понимаем, что сил самостоятельно изменить себя, очиститься от грехов и страстей, самостоятельно повернуть свою жизнь к Богу и открыть закрытые некогда для Адама Райские Врата у нас нет. Но это невозможное для человека возможно Богу. И именно это осознание собственной немощи преподобный Андрей рассматривает как истинный плод покаянного пути, как ту жертву, которую Господь принимает как жертву приятную. Не нашими заслугами, трудами, подвигами откроются для нас Врата Царства Небесного, но через наше смирение и осознание собственной немощи, через истинное обращение к Богу за помощью. Святые отцы говорят о том, что такое внутреннее ощущение собственной немощи, нищеты духовной, такой глубины собственных грехов, но при этом одновременное ощущение рядом с собой Любящего Бога, ожидающего нашего покаяния, способного исцелить нас от этих страстей, именно это твёрдое ощущение-убеждение, которое мы должны стяжать в конце покаянного пути, – становится твёрдым фундаментом нашей духовной жизни. Потому что если есть у нас это чувство смирения и нищеты духовной, то тогда если вдруг мы оступимся и падём, то не впадём в уныние, но покаянно воззовём к Господу. Или напротив, коснётся нас благодать Божия, мы почувствуем духовную радость или сделаем доброе дело, но тогда уже не вознесёмся и не возгордимся, не будем думать о своих собственных заслугах, а будем благодарить Бога со смирением.

Помоги нам, Господи, стяжать эти истинные плоды покаянного пути – сердце сокрушенное и смиренное и нищету духовную. И пусть Господь примет всё это как истинную, желанную, приятную Себе жертву. Аминь.

 
xnxx uporn.icu tube8 spycamera.club youporn redrube.mobi fetishtube