blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! PDF Печать E-mail
25.04.2019 02:00

 

Проповедь ректора Николо-Угрешской Духовной семинарии, произнесенная на утрени Великой Пятницы 25 апреля 2019 года.

 

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Наступает Великая Пятница, которая в древности христианами называлась Пасхой Крестной, по слову Священного Писания: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5: 7).

В православной иконографии Господь всегда изображается с особым, крещатым, нимбом. Это означает, что и по Воскресении Господь не оставил Своего Креста.

Великая Пятница – день Крестной Смерти Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни весь христианский мир мысленно обращается к тому месту, где это произошло. И сегодня в Иерусалиме, Святом Граде, огромные толпы паломников совершают крестные шествия на Голгофу.

В ходе чинопоследования Святых страстей Святое Евангелие изобразило нам ужасную картину той страшной казни, которая в греховном помрачении была совершена людьми над Господом нашим Иисусом Христом. Как говорит Евангелист, многие после того, как Господь предал Свой дух на Кресте, возвращались, бия себя в грудь, осознавая, что произошло что-то ужасное.

Святая Церковь в лице своих выдающихся песнотворцев составила для сегодняшнего богослужения много песнопений. В них вдохновенно прославляется великая тайна Креста Господня.

Одно из самых умилительных песнопений, которое мы сегодня слышали – светилен канона «Разбойника благоразумнаго во единем часе раеви сподобил еси Господи, и мене Древом Крестным просвети и спаси мя». Это песнопение отражает одно из ярких событий Великой Пятницы, о котором повествует св. Евангелист Лука. Он пишет, что, когда Спасителя привели на Голгофу, Ему дали пить вино смешенное со смирной. Это особый напиток, опьяняющий и притупляющий чувства, чтобы человек не чувствовал пронзительной боли, сопровождающей Крестную муку. Господь отказался принять этот напиток, потому что Он пожелал до конца страдать для Искупления нас, людей, от греха и смерти. Разбойники же, которых вели на распятие вместе со Спасителем, приняли этот напиток, и, как рассказывает Священное Писание, присоединились к толпе, продолжавшей, по наущению врагов Христовых, хулить распятого Богочеловека.

Понемногу опьянение проходило, однако один из разбойников, неблагоразумный, с особым ожесточением продолжил свои хулы. Он говорил распятому рядом с ним Спасителю: «Если Ты – Христос, спаси Себя и нас» » (Лк. 23: 39). Ужасное помрачение! Несчастный человек, в последний момент, заглядывая уже смерти в глаза, он продолжал изрыгать хулу! Его душа, можно сказать, умерла ещё до того, как воины Пилата перебили голени повешенным на кресте. Он даже не внял словам другого разбойника, старавшегося образумить его: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23: 40-41).

Поистине, дорогие братья и сестры, состояние духовной смерти – самое жуткое, что может произойти с нами. Человек переходит в это состояние, если не обращает внимания на свою душу, на свою духовную жизнь. Если он прилагает грехи ко грехам, если он не кается в них, или кается неискренне, то постепенно связь души с Богом ослабевает, и человек повергается во тьму, подобную той, в которую была погружена душа неблагоразумного разбойника.

Поэтому сегодня мы просим Господа, чтобы Он сопричислил нас и другому, благоразумному разбойнику и вместе с ним сделал участниками Своего Божественного Царства. Когда мгла греха и пучина оскорблений плотным покровом повисла над Голгофой, то среди этого ада человеческой ненависти благоразумный разбойник услышал слова молящегося Спасителя: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). В этот момент разбойник задумался о своей жизни. Он осознал всю глубину и безобразие своих грехов. Это повергло его в чувство глубокого раскаяния. Он увидел, что бездна ада уже разверзлась перед ним. И он задумался, кто же Тот, Который, страдая безвинно, молится не о Себе, а о заблудших людях. В этот момент древо Крестное, о котором говорит песнопение, просветило его душу. Он познал, что страждущий Иисус и есть Христос, это и есть Спаситель мира, который страдает не за себя, а за Свое падшее создание, за всех грешников: разбойников, мытарей, блудниц, и тех, то не осознает свой грех, и тех, кто пригвоздил Его жестоко ко Кресту. В этот момент в ответ на молитву распятого Христа и он молитвенно воздохнул к Нему. Как говорит свт. Феофан Затворник, покаяние человека может состоять в одном вздохе, но этот вздох должен пройти небеса. Таковы были слова благоразумного разбойника. С тех пор на каждой Божественной Литургии эти слова Церковь влагает в наши уста: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царстви Твоем» (Лк. 23: 40-42). Случилось так, что те страдания, которые благоразумный разбойник испытал и которые он осознал, как справедливое воздаяние за свою греховную жизнь, сделались для него путем к покаянию. Вздох его покаяния исходатайствовал ему слова распятого Господа: «Истинно, говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 39).

Дорогие братья и сестры, мы видим два примера, положительный и отрицательный. Они имеют самое непосредственное отношение к нашей жизни. Все мы страдаем по нашим грехам, все мы исполнены греховных болезней, и мы требуем исцеления, подобно тем разбойникам, которые были распяты вместе с Господом. Изберем путь благоразумного разбойника, который через подвиг веры, надежды и любви к Богу и ближним в лице его хулителя, которого он вразумлял, обрел спасение в Боге, через просвещение Древом Крестным. Да не бесплоден будет в нас Крест Господень, но, причащаясь здесь страданиям Господним, да сподобимся видеть славу Царствия Его на Небесах. Аминь.