blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
Проповедь священника Сергия Шилова в четверток первой седмицы Великого поста PDF Печать E-mail
14.03.2019 23:00

 

Публикация проповеди преподавателя семинарии, священника Сергия Шилова, произнесённой  14 марта 2019 года, в четверток первой седмицы Великого поста, по окончании чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и теперь услышим его только в четверг пятой седмицы.

Великий покаянный канон, с одной стороны, дал нам некий ориентир, а с другой – послужил отправной точкой в нашем путешествии по Великому посту. Во множестве образов, которые преподобный Андрей черпает из строк Священного Писания, перед нами предстают различные люди. Люди благочестивые, люди богобоязненные, люди, являющие собой пример глубокой веры и стойкой надежды. И люди, которые являют совершенно обратный пример: люди нечестивые, люди богопротивные, люди, которые строят свою жизнь вопреки заповедям Божиим. Этими многочисленными примерами Святая Церковь научает нас, как нужно строить подвиг поста.

Величайшая ошибка, которую человек может совершить на поприще Великого поста, – решить, что самое главное – это соблюдение внешних форм: поклонов, молитв, ограничение себя в пище. Конечно же, это всё необходимо и всё это должно способствовать нашему духовному росту, однако, если это становится самоцелью, т.е. подобные вещи делаются смыслом нашего постного подвига, то мы совершаем страшную ошибку, которая может привести к очень печальным последствиям.

Если посмотрим вокруг – на людей внешних, на людей нецерковных, то с удивлением сможем увидеть, что вокруг нас, среди этих внешних, нецерковных людей может оказаться много людей таких, которые внешним образом постятся более чем правильно. Ведь многие люди ограничивают себя в пище, допустим, по медицинским показаниям, по здоровью, по рекомендациям врачей. Какие-нибудь молодые девушки, женщины ограничивают себя в пище ради того, чтобы сохранить телесную красоту.

Но всё это совершенно не ведёт к духовному росту, потому что главное в посте – это не его форма, а его содержание. И главное, к чему призывает нас постный подвиг, – это духовное трезвение, это внимательный пересмотр своей жизни. Когда мы слышим в Великом покаянном каноне эти образы, слышим о людях, которые вели благочестивый, богоугодный образ жизни, и о людях, которые вели небогоугодный, нечестивый образ жизни, мы должны проявить духовную смелость и духовную рассудительность, задаться вопросом: «А вот мы сами кому больше подражаем? Первым или вторым?»

Для этого, действительно, нужна духовная смелость, потому что мы привыкли к тому, что мы все «белые и пушистые», мы все такие праведные. Строки Великого покаянного канона напоминают нам совершенно об другом. О том, что каждый из нас должен заглянуть в сокровенные глубины своего сердца, в те глубины, которые скрыты от глаз посторонних людей, которые видны только нам. И со всей беспощадной правдой каждый из нас должен задуматься: «Что же со мной не так? Что же мне нужно сделать для того, чтобы пост прошёл не напрасно, чтобы это был не просто какой-то очередной определённый отрезок моей жизни. Прожил я день. Прожил я два дня. Прожил я неделю. Прожил я шесть недель. А жизнь как была, так и осталась прежней».

Если каждый из нас искренно и внимательно посмотрит на свою жизнь, то он увидит, что есть над чем работать, есть над чем трудиться в этот Великий пост. Конечно, трудно нам ревновать Господу, как ревновала Мария Египетская и другие величайшие подвижники благочестия: взять и полностью перечеркнуть свою жизнь, полностью изменить её. Но в наших силах выбрать что-то одно – какой-то один порок, какой-то один грех, какую-то одну страсть – и начать с этим бороться. Все страсти сразу мы не сможем побороть - мы сломаемся, но хотя бы одну. Понемножку, помаленьку, но регулярно. И если к концу поста в том списке грехов, который мы каждый раз приносим на исповедь, хотя бы одной позицией станет меньше, хотя бы от одного греха, одной страсти, одного порока мы избавимся, это великое дело. Это значит, что Великий пост прошёл не напрасно.

Святая Церковь не случайно помещает Великий канон ещё и на пятой седмице, как бы напоминая нам: вот был ваш старт, вот с чего мы начали наш великопостный подвиг, а вот к чему же мы пришли, насколько мы преуспели. И даже после второго прочтения Великого покаянного канона ещё будет время для того, чтобы немножко измениться к лучшему.

И дай Бог, чтобы по молитвам преподобного Андрея Критского, преподобной Марии Египетской и всех святых, в подвигах просиявших, наша жизнь стала хоть немножечко лучше, чтобы в нашей душе воцарился Христос, чтобы к святой Пасхе мы приготовили нашу душу к встрече с Господом и чтобы своими грехами мы не оттолкнули Господа. Дай Бог, чтобы хоть немножко мы приблизились к Царствию Небесному, хоть немножко приблизились к праведности – настоящей, не показушной, не внешней, а внутренней, сокровенной в сердце человека праведности. Дай Бог, чтобы эти святые строки, которые мы сегодня услышали и ещё раз услышим на пятой седмице, проникли в самую глубину нашей души, чтобы что-то в ней изменилось. Помоги нам, Господи, преодолеть самих себя, чтобы битва, которую мы ведём сами с собой, со своими страстями и похотями, была выиграна. Помоги нам, Господи, чтобы как эти чёрные облачения сменятся на белые, так и цвет нашей души, конечно же, не сразу, конечно, через тяжелый подвиг, но тоже изменился. Аминь.