blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Единство в условиях пандемии
Единство в условиях пандемии PDF Печать E-mail
31.05.2020 00:00

 

Проповедь священника Сергия Шилова после чтения Евангелия на Божественной Литургии в семинарском храме прп. Пимена Угрешского 31 мая 2020 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение из семнадцатой главы Евангелия от Иоанна – начало Первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа. Это евангельское чтение возвращает нас к событиям Страстной седмицы. Закончена Тайная вечеря, и Господь даёт последние наставления Своим ученикам, а затем молится Небесному Отцу, чтобы Тот сохранил их в единстве.
Одно из важных существенных свойств Церкви – единство. Каждый день молясь на утреннем молитвенном правиле и каждый раз присутствуя на Божественной Литургии, мы слушаем, читаем или поём Символ веры, где говорится о Церкви как о единой и святой. Единство – это очень важное свойство общины христиан и заповедано Богом. Только в единстве с другими верующими возможно богообщение и соборная молитва по словам Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них».
В наше время пагубного поветрия это единство, казалось бы, пошатнулось – мы физически разобщены, но, с другой стороны, мы едины духовно и также вместе собираемся на молитву, пусть и в дистанционном формате.
Конечно, это испытание тяжело, но оно призвано укрепить нашу веру. Многие сейчас спорят, что же такое коронавирус с духовной точки зрения – кара Божия или милость Божия? Мне кажется, что верно и то, и другое. С одной стороны, мы осознаём свою духовную нищету, свою греховность, из-за которой мы достойны гораздо большего наказания. С другой стороны, милость Божия заключается в том, что мы, будучи заключены в своих домах, в своих жилищах, в своих квартирах, не имея возможности близкого общения с окружающим миром, призваны внутренне углубиться в себя и задать себе те вопросы, ответы на которые в суете нашей обыденной жизни мы всё время откладывали на потом. Наступило то время, когда уже этого «потом» может и не быть. И это время нужно использовать с пользой, для внутреннего самоуглубления, для горячей молитвы, для нравственной ревизии своей жизни, чтобы мы могли точно дать себе ответ, кто же мы и куда мы идём, а также в чём же наша принципиальная инаковость миру, который, по словам Священного Писания, «во зле лежит».
Господь наш Иисус Христос перед Своими страданиями молится Небесному Отцу о том, чтобы Он соблюл их от мира. И время пандемии, как представляется, наиболее благоприятно, чтобы соблюсти себя от мира: мы максимально лишены каких-либо удовольствий, развлечений и прочих способов времяпрепровождения, которые могут нас отвлекать от самого главного – от молитвы и единения с Богом, от переосмысления своей жизни и от подготовки к жизни вечной, о которой также говорит Господь наш Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве.
Одним из ключевых стихов этой молитвы является следующий: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа». Это очень важный тезис: жизнь вечная доступна тем, кто знает истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Приём это знание не может быть формальным, сухим и сугубо теоретическим: в Священном Писание понятие «знание» предполагает приобщение. Что-то узнать или познать означает приобщиться. И задача христианина – приобщиться к Богу.
Когда мы хотим узнать человека, мы с ним знакомимся и открываем его для себя через общение. Уникальность христианства заключается в учении о том, что Бог – это Личность, с Которой нужно выстраивать личностные отношения через молитву, чтение Слова Божия и следование Его заповедям.
Будем же молиться, дорогие братья и сестры, о том, чтобы постигшее нас бедствие скорее завершилось, чтобы мы вернулись к привычному для нас образу жизни. Вместе с тем из нынешнего нашего состояния будем извлекать духовные уроки. Очень часто говорят о том, что свет для мирян – монахи, а свет для монахов – ангелы. И сейчас мы все уподобились монашествующим: мы заточены в свои жилища как в некие кельи, совершаем посильный христианский подвиг молитвы. Дай Бог нам всем сил для того, чтобы достойно этот подвиг пройти, и, верю, в скором времени встретиться здесь, в стенах храма. Аминь.