blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Исцеление через веру и послушание
Исцеление через веру и послушание PDF Печать E-mail

 

Проповедь Ректора Николо-Угрешской духовной семинарии в Неделю 4-ю Великого поста (29.03.20).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Продолжается, дорогие братья и сестры, наше духовное путешествие, Великий Пост, Святая Четыредесятница, и, по милости Божьей, мы уже преодолели половину нашего пути. Сегодня уже Четвёртая неделя, четвёртый воскресный день Великого поста. Святая Церковь совершает память великого руководителя покаяния, великого писателя христианской православной Церкви – преподобного Иоанна Лествичника, который написал замечательную книгу «Лестница Рая». По этой лестнице нам, дорогие, надо восходить, потому что наш путь – это путь духовного восхождения, это путь покаяния, который возводит нас от земли на небо. И вот, сегодняшнее Евангельское чтение, которое мы слышали, удивительное. Оно содержит повествование об исцелении бесноватого отрока, которое произошло после того, как Господь спустился с горы Преображения со Своими учениками. На этой горе были не все ученики, а лишь Апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Прочие ожидали Его у подножия горы. Сюда и был приведён отцом больной мальчик. Есть болезни физические, есть болезни душевные, а есть и духовные. С мальчиком случилась духовная болезнь, он был одержим нечистым духом, и этот дух многократно ввергал его то в огонь, то в воду. Вот в таком бедственном состоянии находился этот несчастный отрок и его несчастный отец, который остро переживал состояние своего ребенка. Для того, чтобы избавиться от беды он предпринимал все возможные средства. И вот, он услышал, что появился Чудотворец, Иисус из Назарета. Он пришёл и увидел, что Самого Его нет, но есть Его ученики. А ведь Господь и Своим ученикам тоже давал силу изгонять нечистых духов. Но на этот раз они ничего не могли сделать. И когда появился Господь, сошедший с горы Преображения, отец объявил Ему об этом. Господь, отвечая, сказал такие слова: «О, род неверный и развращённый! Доколе буду с вами, доколе терплю вас?» (Мк. 9:19). Неверие – вот причина наших болезней. Вот причина того, что человек страдает от «насильства диавола». И Господь обратил к этому человеку слова, они содержатся только Евангелие от Марка, хотя аналогичные повествования содержат также Евангелия от Матфея и от Луки. Благовествание от Марка это удивительное Евангелие, оно самое короткое, но в нём есть такие сильные выражения, которые особенным образом воздействуют на душу верующего человека, когда мы читаем с верой, с молитвой Евангелие, оно действительно способно преобразить нашу душу. Не случайно символом евангелиста Марка является лев. Лев – это сила. Божественная сила действует через слова Евангелия, послушайте, что говорит Господь: «Если сколько-нибудь можешь веровать, веруй, ибо всё возможно верующему» (Мк. 9:23). И эта сила, слово Божие, отзывается в сердце отца, и он воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Удивительные слова! Удивительная молитва! Святая Церковь не спроста предлагает нам с вами задуматься об их значении в настоящий день, в Четвёртую неделю Великого Поста. Человек, который сосредоточен на духовном подвиге, который твердо встал на путь покаяния не может не осознавать слабость своих сил. Подобно тому отцу, который привёл своего отрока в расчёте на исцеление и долго не получал этого исцеления, и нам приходится долго, упорно бороться со своими страстями, недостатками, в том случае если мы ставим перед собой такую задачу. А это необходимо. Пост – это время духовной борьбы, и всякий, кто честно совершает этот путь, не может не познать слабость своих сил. Поэтому нам нужны спасительные средства помощи. Вот таким спасительным средством, первым по значению, является, конечно, Божественная благодать, и именно она укрепляет в нас веру. Преподобный Иоанн Лествичник о покаянии говорит, что истинное покаяние основано на надежде. Но так ли бывает в нашей жизни? Человек приходит часто на исповедь, как бы кается, и говорит: «Я согрешаю теми или иными грехами, я не могу простить, я изменяю, я живу в тех или иных пороках, страстях...Это моё! И вот, к нам обращены сегодня слова Господа: «А веришь ли ты», что возможно изменение твоей жизни? Насколько ты серьёзно подошёл к этому таинству? Или это что-то формальное в нашей жизни, когда мы традиционно приходим, для того чтобы получить билет на причастие, подходим к Кресту и Евангелию, перечисляем какие-то грехи, которые у многих уже затвержены и воспроизводятся автоматически...А что же такое покаяние? Какое значение имеет это таинство в нашей жизни? А вот это и есть исцеление нашей души, врачевание. Господь предлагает нам это врачевание. И наше дело отозваться и откликнуться, а для этого, конечно, нужен труд и подвиг веры, а прежде всего подвиг самоотречения. Поскольку живём в человеческом обществе, мы много согрешаем в отношении наших ближних, осуждаем, гневаемся и часто какие-то козни строим, обманываем, и всё это создаёт большое бремя и для окружающих, и для нашей души. Покаяние предполагает врачевание. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о том, что, встречая те или иные укоризны, напасти, обиды со стороны наших ближних, мы должны их тоже воспринимать как горькое лекарство. Воля Божия, руководящая нас ко спасению состоит в том, чтобы мы это лекарство принимали, оказывая послушание Господу – нашему лечащему врачу. Господь Иисус Христос, Который является нашим образцом и Подвигоположником предлагает нам Свой личный пример. Он добровольно, в духе послушания воле Небесного Отца, терпя поношения и бесчесия, претерпевая муки, снисходит до смерти, «и смерти крестной» (Фил. 2:8). Вот такой путь предлагает Господь всякому верующему: проявить послушание воле Божией, исполнить на деле Заповеди о любви к Богу и ближнему, в том числе выражаемые в нашем послушании воле Божией, в нашем смирении, то есть примирения с Богом и ближними. Замечательный пример такого подвига веры и смирения приводится в книге «Лествица». Возможно, вы читали эту книгу. Устроена она особенным образом. Поскольку этот образ «Лестницы», стоит в заглавии книги, то и главы, которые содержат поучения для подвижников, называются «ступенями». Самая большая глава и одна из самых важных ступеней на пути духовного восхождения – послушание. Огромное значение имеет послушание в жизни христианина. Сейчас эта добродетель подвергается большому нападению. Враги нашего спасения хотят в нас поколебать дух послушания. Послушания, прежде всего, Церкви. И сейчас в связи с создавшейся ситуацией, много критики раздаётся в адрес Церкви, ее учения и действий ее священноначалия, к которому мы должны иметь послушание. В этой главе «Лествицы» о послушании есть прекрасный пример о том, как покаяние совершилось в жизни одного подвижника именно через подвиг послушания. Преподобный Иоанн рассказывает о некоем монастыре, в котором был замечательный игумен. Он был поистине врачом для своей паствы, братии. И однажды в числе этих монахов пришёл некий человек, который занимал очень высокое положение в миру. Звали его Исидор. Это имя особенным образом обыгрывается в тексте Лествицы, потому что Исидор в переводе означает «железный». Об этом человеке было известно, что он был очень коварным, злобным, немирным. Понимая перспективы того, что он проявит свои качества в жизни монастыря, игумен предложил ему такое испытание. Для начала он спросил: «Готов ли ты исполнить послушание, которое будет на тебя возложено?». Исидор отвечал: «Как железо кузнецу отдаюсь в твои руки». Игумену понравился этот ответ, и он сказал: «Иди к воротам монастыря, встань там, и всякому входящему в монастырь кланяйся в ноги и говори: «Я одержим нечистым духом», и проси молитв об исцелении от этого духовного недуга». И вот, Исидор последовал этому указание, и проявил большое мужество. В своем тяжелом подвиге он находился более 7 лет. И когда этот срок прошёл, игумен предложил оставить это занятие, и выразил желание представить его к священному сану. Но подвижник Исидор просил, чтобы и впредь он оставался у ворот монастыря в прежнем состоянии. А через несколько дней он отошёл ко Господу. И вслед за ним умер и привратник, монах, который стоял у ворот, которому Исидор при жизни говорил, что если угодит Господу Богу, то этот монах последует за ним в скором времени. Таким образом, стало ясно, что подвиг Исидора был принят Богом. Еще при жизни Исидора преподобный Иоанн Лествичник, который жил в этом монастыре и поучался добродетелям, спросил у Исидора: «А что ты переживал, что ты чувствовал, когда тебе выпала такая непростая задача?». Исидор отвечал: «В первые дни и годы я очень страдал, моя гордыня, моё возмущение, ропот, буквально раздирали мою душу. Но потом я подумал, что я добровольно продал себя в рабство за мои грехи, и ради этого, чтобы наследовать спасение, я готов терпеть всё, что выпало на мою долю». И впоследствии, уже в последние годы, он исполнял это послушание с радостью, зная, что это необходимое условие для его спасения. Вот такой удивительный пример, и ещё многие другие содержатся в этой книге.

На этой неделе у всех в нашей стране вынужденные выходные, в связи с развитием эпидемии. Власти рекомендуют находиться по домам. Чем заняться? Чтобы дома не быть в праздности, чтобы не было искушения смотреть телевизор и какими-то пустыми разговорами заниматься, почитайте Лествицу. Замечательная книга, из которой вы многое почерпнёте, и самое главное, подвижнический дух, который в ней содержится и увлекательные рассказы, повествования особенным образом душу настраивают на состояние подвига. И пускай Лествица книга, которая написана для монахов, является настольной книгой иночествующих, но как говорил основатель монашества, преподобный Антоний Великий: «Свет монахов – Ангелы, а свет мирян – монахи». Конечно, у нас в жизни не так много примеров достойных монахов, но, по крайней мере, у нас есть те монахи, которые всегда с нами. Это преподобные отцы: преподобный Пимен Угрешский, которому посвящён этот храм, и преподобный Иоанн Лествичник, к которому мы прибегаем в молитве и к чтению книги которого мы тоже прибегаем в этот период Великого Поста, для того чтобы укрепиться духовно, для того чтобы наш посильный подвиг христианский был средством укрепления в нашей вере, средством привлечения в душу Божественной благодати, которая уврачует наши неисцелимые греховные раны. Дай Бог всем этого духовного исцеления, прозрения и твёрдости на пути угождения Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков, аминь.