blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия «Много званных, но мало избранных»
«Много званных, но мало избранных» PDF Печать E-mail

 

Проповедь Ректора Николо-Угрешской Духовной семинарии игумена Иоанна, произнесенная на Божественной литургии в Неделю Святых Праотцов 29 декабря 2019 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии возвещает радость спасения, которая открыта абсолютно для всех в Царстве Божием. В это Царство призывает нас Господь, простирая Свои руки со Креста.

“Много званных, но мало избранных” – такими словами оканчивается сегодняшнее Евангельское чтение, которое содержит притчу «О званных на вечерю». Возникает вопрос: как же так? Господь всех призывает в Своё Небесное Царство, но почему много званных и мало избранных, то есть удостоившихся Царства Божия? Что же это означает? Вот, притча «О званных на вечерю» даёт ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, каковы условия вхождения в то Божественное Царство, которое открыто для всех, но не всеми избираемое. У притчи есть два смысла и прочтения: историческое и пророческое.

В историческом смысле притча повествует о том, что Господь, воплотившись на земле, жил среди богоизбранного, израильского народа, который, на тот момент, лишь один сохранял в себе семена истинной богооткровенной религии. Израильтяне веровали в Единого Бога, в отличие от язычников, которые исказили религию и поклонялись многим богам. И вот, как говорит Евангелист Иоанн, Господь «пришёл к своим, и свои Его не приняли». Действительно, те, кто должен был бы послушать проповедь Господа Иисуса Христа, сделаться Его учениками, религиозная элита иудеев: первосвященники, книжники, знатоки Священного Писания, законники отвергли Спасителя. Они предпочли Его Евангелию земные ценности, а те обличения, которые Господь обращал на них, они восприняли с ожесточением. Это и привело к тому, что они отвергли Бога. И вот, в притче об этом иносказательно повествуется. Некий господин уготовал вечерю, богатое угощение и пригласил почётных гостей, званных. Но те стали отказываться от участия в пире, стараясь оправдаться различными причинами: «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее», другой купил волов, которых ему хотелось испытать, третий женился. Приводя эти отговорки все они говорили такую фразу: «Имей меня отреченна», то есть «не жди меня» или «я отрекаюсь от участия в празднике и не приду». И вот, как сказано в притче, владыка прогневался на них и пригласил тех, кто не был изначально приглашён, и не ожидался на этот великолепный пир. Когда оказалось, что ещё есть место, тогда он послал своих рабов, чтобы они пошли на распутья дорог и абсолютно всех пригласили в его дом, так, чтобы он наполнился людьми всякого сословия, в том числе нищими и больными. Это есть образ того, что наследниками Царства Божьего сделались в основном язычники, то есть те кто не принадлежал к обществу богоизбранного народа. Им было проповедано Слово Божие Апостолами, потому что, как повествует книга Деяний Святых Апостолов, проповедь учеников Христовых встретила противодействие со стороны Иудеев. В частности, Апостол Павел, во время своего второго миссионерского путешествия, когда он был в Коринфе, даже был вынужден отрясти прах от своих ног, когда Иудеи в синагоге коринфской не приняли его. Он сказал: «Я чист от крови вашей и иду к язычникам». К такому неутешительному выводу он пришел, видя намеренное противление иудеев евангельской проповеди. Таково историческое прочтение притчи.

Но есть ещё пророческое прочтение, которое имеет отношение абсолютно к каждому из нас. Потому что и нам тоже Господь предлагает участие в Своей вечери. Он предлагает нам эту замечательную трапезу, это утешение, это угощение, эту Небесную Пищу. Мы присутствуем на этой Трапезе в данный момент, Трапеза Господня – это Божественная Литургия. Самое важное, что есть в жизни человека – это участие в Таинстве Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в Литургии, то есть «общем деле» Церкви или «Евхаристии» - «благодарении». И в настоящий момент, присутствуя на этой Божественной Литургии, и все мы слышим призыв к участию в Таинстве. Господь призывает нас: «Примите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов» и «Пийтие от Нея вси, Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Вот он, призыв к теснейшему единению с Господом в духовной жизни, главной целью которой является жизнь во Христе. Апостол Павел говорит об этом в послании к Галатам: «Я сораспялся Христу, и живу уже не я, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2,19-20). В таком этом смысле, конечно, притча о званных на вечерю имеет отношение абсолютно к каждому из нас, потому что мы тоже, как эти самые люди – суетные, отказываемся от Вечных благ, от Истинных Благ жизни во Христе. Предпочитаем этим Благам духовным временные, скоропреходящие, скорогибнущие, призрачные идеалы, которые мы создаём в своём сознании, следуя общему примеру, потому что среди людей ценностью является то, что мерзко пред Богом. Об этих ложных ценностях Святой Иоанн Богослов в своём Первом послании пишет: «Не любите мира, и того что в мире, потому что всё, что в мире есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». А Божественные ценности – это как раз та Пища духовная, Единая на потребу, что только нужно человеку для настоящей, полноценной жизни. Она начинается, когда мы обращаемся к нашему Спасителю, Господу Богу в молитве, когда мы стараемся жить так, чтобы наша жизнь была подражанием Его подвигу. А подвиг Христа – жерственая Любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную». Мы же часто затворяем своё сердце от наших ближних, мы часто предпочитаем молитве и делам угождения Господу всякую суету, праздность, стяжательство, какие-то свои личные амбиции, которые противоречат воле Божьей. Таким образом, мы сами отрекаемся от благ Царства Божия и вычёркиваем себя из Книги Жизни, в которую в момент Крещения записываются наши имена, потому что в Крещении каждый человек делается гражданином Небесного Иерусалима. Наше Отечество, наше Гражданство, как пишет Апостол Павел, на Небесах. Это значит, что мы должны туда всецело устремляться, но суета поглощает человека, лишает его Вечного Наследия, уже здесь, на земле она лишает его радости, удовлетворения полноценной жизнью.

Итак, дорогие братья и сестры, мы должны сделать этот единственно правильный выбор в нашей жизни. Мы должны услышать Божественный призыв. Господь призывает нас в Своё Божественное Царство, чтобы мы действительно сделались чадами Божиими, по благодати. А это возможно тогда, когда человек стремится воспринять Божественную благодать, ту Божественную силу, которая преображает нашу жизнь и которая нас изменяет, превращая нас из людей грешных, оскверненных греховными страстями, в людей очищенных и освященных, всецело преданных воле Божией. Вот в чём состоит подвиг христианской жизни. На этом пути нам, конечно, надлежит преодолеть самих себя: и своё неверие, и свою гордыню, и своё сластолюбие. И мы, в оставшиеся немногие дни Рождественского Поста, должны употребить всю решимость, встать на этот путь. Испросим же у Господа сил, Его помощи в том, чтобы нам сделать хотя бы небольшой шаг к тому, чтобы наша жизнь силой Божественной благодати изменилась. Чтобы мы действительно духовно преобразились, и в этом состоянии встретили радостный праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Пусть наш путь духовной жизни будет прямым и неуклонным, ведущим к Благословенному Царству, наследию святых в Царстве Божьем, дабы мы, со всеми угодниками Божьими, с праотцами святыми и с теми, кто во все века угодил Господу Богу своей праведной жизнью, прославили в нескончаемые веки Всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.