blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Заповеди Блаженства как ступени в Царство Небесное
Заповеди Блаженства как ступени в Царство Небесное PDF Печать E-mail

 

Проповедь преподавателя Николо-Угрешской Духовной семинарии священника Сергия Шилова на Литургии в день памяти Святителя николая Чудотворца.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь предлагает нам слышание отрывка из Евангелия от Луки, в котором говорится, что Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь, и за Ним следует огромная толпа людей, как говорит Апостол и Евангелист Лука, великое множество людей приходит чтобы послушать Господа. Не только из Иудеи и Иерусалима, но и из приморских стран, из Тира и Сидона.

Эти два в прошлом могущественных государства, северные соседи евреев, подобно им оказались в подчинении Риму, и, наверное, так же как и Иудеи жаждали избавления от гнёта Римской власти.

Что это были за люди, которые ходили за Христом, «из поморья Тирска и Сидонска»? Вполне возможно, что это были люди, которых в Священном Писании Нового Завета часто называют «ищущие Бога», то есть прозелиты, язычники, которые устали от языческого многобожия, от безнравственности своих языческих верований и искали Бога, обращаясь к вере Иудеев. Вот эта огромная толпа народа, которая следовала за Христом, искала, в первую очередь чудес, потому что, говорит евангелист Лука, сила исходила от Христа и исцеляла всякий недуг и всякую болезнь, и люди жаждали прикоснуться ко Христу, и многие, страждущие нечистыми духами, исцелялись.

Такое прагматическое, потребительское отношение к благодати Божьей. Действительно, в нашей жизни мы тоже хотим быть здоровыми, сильными душой и телом, крепкими, но не это главное. Не ради этого пришёл на землю Христос. Если бы Он пришёл на землю как великий целитель и чудотворец, то Он, наверное, силой Своего Божества, в мгновение ока исцелил бы всякую болезнь. Сразу решил бы этот вопрос. Но главное в деле земной жизни Господа нашего Иисуса Христа ни чудотворчества, ни исцеления недужных, а проповедь, слово Божие, Его Евангельское учение. И поэтому, охватив взором эту огромную, следующую за Ним толпу, Христос обратился к тем, кто следовал за Ним не ради чудес, а ради чего-то гораздо большего, - к Своим ученикам. Он обратился со словами, которые стали основой Новозаветного учения, с проповедью блаженства, и даровал новый Закон, новое правило жизни.

В Ветхом Завете евреи имели свой Закон, свои правила по которым они жили: «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй», «Чти отца твоего и матерь». Десять Заповедей, которые легли в основу любого человеческого общества. И вот, Христос предлагает Свои Заповеди. Не как устранение Ветхого Завета, а как его дополнение и наполнение более глубоким духовным смыслом. Господь обращается к ученикам, призывая их к блаженству. Что значит «блаженный»? Блаженный – это тот, кто истинно счастлив. И каждый человек в своей жизни стремится к счастью, каждый человек хочет быть счастливым.

Господь наш Иисус Христос указывает, что в этой земной жизни стать подлинно счастливым невозможно. Христос говорит о том, что подлинное блаженство и счастье ждёт нас в Царстве Небесном, к которому мы должны стремиться. При этом, в словах Христа нет каких-то категоричных требований или запретов, которые мы встречаем в заповедях ветхозаветных, там всё очень категорично и однозначно. Здесь же Господь приглашает к участию в этом блаженстве, и говорит о том, кто может достичь этого блаженства и каким способом.

Господь наш Иисус Христос выделяет несколько основных критериев, категорий людей, которые могут достичь Вечного блаженства, и в первую очередь это нищие духом, то есть те, кто осознал свою духовную нищету, своё недостоинство, свою греховность, ведь покаяние, исправление своей жизни начинается именно с этого, и вот это осознание греховной нищеты совершенно

справедливо вызывает у человека плач о своих грехах. Не просто плач как какое-то эмоциональное состояние, а как внутреннее сокрушение сердца, как искреннее желание изменить свою жизнь, сделать её нравственно чище и духовно богаче. И также Господь пророчески предвозвещает о том, что следование за Ним для учеников обернётся многими проблемами.

Люди времён Христа ждали Мессию, ждали такого религиозного и политического вождя, который освободит их от власти Рима и сделает их правителями всей земли. А Господь говорит что нет, те, кто следует за Ним – подвергнутся уничижению. «Блаженны будете – говорит – когда возненавидят вас люди и будут гнать вас за имя Мое» и «Велика ваша награда на Небесах». Вот об этом важно помнить, дорогие братья и сестры, что Господь не обещает следующим за Ним Апостолам никаких земных благ. Он не говорит «Блаженны вы, потому что наследуете царство земное» или «Блаженны вы, потому что мзда ваша велика на земле», потому что все блага земные будут принадлежать вам. Нет, он говорит совершенно о другом: «Блаженны вы, потому что вас будут гнать, преследовать за имя Мое, а награда ваша на Небесах». Только в перспективе Вечной Жизни возможно блаженство, причём блаженство ни когда-то в будущем, а уже сейчас. Блаженство общения с Богом, которое мы имеем, в первую очередь в Храме Божием, на Божественной Литургии.

Это Евангельское чтение помещено Святой Церковью на память святителя Николая Чудотворца. Почему? Потому что святитель Николай Чудотворец в своей жизни явил исполнение Заповедей блаженств. Он достиг этого блаженства, и мы прославляем его в лике святых, то есть тех людей, которые сподобились войти в Царство Небесное.

И первой ступенькой в Царство Небесное для святителя Николая, как и для любого другого человека явилась «нищета духовная». Мы знаем из жития святителя Николая какую удивительную жизнь он вёл. Жизнь нравственную, жизнь духовную, которая может считаться эталоном для каждого из нас. Какие добродетели стяжал святитель Николай. Но вместе с этим это стяжание добродетелей не привело святителя Николая к какому-то самопревозношению, самовосхвалению, какой-то гордости. Наоборот.

Закон духовной жизни таков, что по мере очищения души человеческой, человеку открываются всё новые и новые неровности и шероховатости его духовной жизни. И по мере приближения к Богу как Источнику Света, мы познаём самые тёмные уголки нашей души, и начинаем стремиться к их исправлению. Не случайно многие святые, которые даже при жизни начали почитаться за святых, осознавали себя великими грешниками. Это не была для них какая-нибудь красивая метафора, а была истина их духовной жизни: чем ближе человек к Богу, тем сильнее он сознаёт своё нравственное несовершенство, и тем сильнее его плач о своих грехах, плач именно не как эмоциональное состояние, а как искреннее желание и стремление исправить свою жизнь и духовное, нравственное несовершенство. И как мы знаем, святитель Николай так же подвергался гонениям за Истину Христову, так же претерпевал лишения, но вместе с этим гонения и лишения, заключения в темницу не сломили веру святителя, не сломили его стремления ко Христу.

Будем же в этот праздничный день молиться небесному покровителю нашей святой обители, чтобы и в нашей жизни хотя бы какая-то часть тех добродетелей, которые в своей жизни стяжал этот великий святой, воплотилась. Чтобы мы, осознав своё духовное, нравственное несовершенство, свою духовную нищету, прониклись этим удивительным чувством плача о своих грехах, и стремлением к исправлению, и чтобы те жизненные невзгоды, те разные неприятные обстоятельства жизни, которые мы встречаем на своём жизненном пути, мы воспринимали именно как ступеньку в Царство Небесное. Аминь!