blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Врата милосердия
Врата милосердия PDF Печать E-mail

 

Проповедь Ректора Николо-Угрешской духовной семинарии на литургии в Неделю 26 по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение поднимает перед нами очень важный вопрос: каковы критерии нашего спасения? Каким образом человек может достичь Царства Божия? Спасителю представилась возможность сказать об этом, когда к Нему подошёл некий человек, обычно его называют «богатый юноша», который спросил: «Что мне делать, для того чтобы наследовать Жизнь Вечную?»(Лк.18,18) Господь указал ему на Заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк.18,20), на что собеседник ответил, что исполнил их от юности. «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною»(Лк.18,22) - сказал Господь. И вот, юноша отошёл, скорбя, потому что у него было большое богатство. И Господь Своим ученикам говорит, что неудобно богатому войти в Царство Божие, удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Слушающие это удивились и сказали: «Кто же тогда может быть спасён?». И Господь отвечает: «Невозможное у людей – возможно Богу» (Лк.18,23-27). Таково содержание этого замечательного Евангельского чтения, которое каждый из нас должен, конечно же, как и всё что мы слышим в Церкви, о чём мы читаем в Евангелии приложить к самому себе.

Среди нас не так много богатых, и у кого-то может возникнуть такое мнение, что к нему эти слова Господа не относятся. Но если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то сделается очевидным, что от Бога мы наделены многими богатствами. У нас есть здоровье, пусть может не у всех в полной мере, но во всяком случае мы своими ногами в храм пришли, что уже немало. У нас есть свободная воля, разум, душевные силы, время, образование и много другого, чем Господь нас наделил, и чего у многих других людей нет. И вот оказывается, что для того чтобы унаследовать вечную жизнь, недостаточно просто ограничить себя в каких-то негативных поступках, грубых вещественных грехах, когда человек, например, совершает грехи блудные или плохо относится к своим родителям, или наносит кому-то ущерб, ведёт себя агрессивно или обижает кого-то, что-то у кого-то похищает. Напротив, когда человек просто живёт и не совершает видимых грехов, этого с точки зрения Евангелия, ещё недостаточно, чтобы быть в полной мере христианином. Потому что христианин это тот, кто Христов. Апостол Павел говорит, что у нас, христиан, должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе (Флп.2,5). А каковы были устремления жизни и подвиг нашего Спасителя? Об этом говорит тот же апостол, во втором послании к Коринфянам: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор.8,9). То есть всё то, что Господь совершил ради нашего спасения – было подвигом Его добровольного самоумаления. В послании к Филиппийцам Апостол Павел говорит об этом: «Уничижил Себя Самого, принял образ раба»(Флп.2,7), снизошёл до Крестной смерти, и Бог Его превознёс. То же самое должно происходить в жизни христианина, вне зависимости от того, сколько у него на личном счету денег. Мы должны стремиться жить так, чтобы наша жизнь была прожита не только для нас самих. Очень просто ограничить себя какими-то внешними обрядовыми формами, и считать, что мы весь религиозный долг исполнили. А также, не делая каких-то плохих вещей, которые являются преступлением в глазах общественного сознания, общественной морали, быть социально-справедливым человеком, и в силу этого уже считать себя праведником. Нет, такое мнение – ложное. Это есть обольщение, и Господь очень наглядно показал это в беседе с богатым юношей. Он ошибочно считал что уже достиг праведности. Но душа то его осознавала, что чего-то ещё недостает, чего-то он ещё не окончил. Вот Господь и подсказывает ему, чтобы он поделился всем тем, что он имеет, и таким образом прославил Господа, потому что всё, что мы делаем во благо ближнего – во славу Господа. Дела милосердия особенно нас приближают к Богу. Водворяют Царство Божие в нашей душе, потому что Царство Божие по слову Евангелия «внутри нас».(Лк.17,21) Всякий кто имеет такой опыт в делах милосердия действительно признаёт, что только тогда человек испытывает настоящее удовлетворение, истинную радость, когда он чем-то поделился, когда он сделал так, чтобы эта радость, которая в нём была не только его достоянием и благополучием, но и служила в прославление Имени Божьего, вызывала благодарение Богу. Щедрый человек не просто обладатель прекрасного личного качества, но он является орудием щедрости Божией, через него Господь, наделяя благом других, осуществляет действие Своего Божественного Промысла, то есть той заботы, которая простирается над Его творением.

Вот почему, дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангельское чтение имеет отношение ко всем без исключения.

Также в завершении беседы Господь предлагает иносказательный образ о верблюде, и об игольном ушке. Он имеет несколько объяснений:

В Иерусалиме есть ворота, под названием «Угольное ушко», маленькие ворота, в которые сложно протиснуться верблюду, в том случае если он нагружен. Но если его разгрузить, то у верблюда появляется шанс протиснуться. Также говорят, что верблюдом в древности назывался канат. Толстый канат не может проникнуть в узенькое ушко иголки, но если его расплести по ниткам, то тогда эту ниточку можно вставить. И вот это – образ нашей жизни. Мы должны стремиться добровольно, без принуждения приносить пользу нашим ближним тем, чем мы можем быть полезны, делиться тем, чем мы можем послужить окружающим нас, потому что это есть такое качество, которое уподобляет нас нашему Спасителю и Господу. И действительно, такой человек исполняет на деле Божественные Заповеди. Потому что весь Закон Божий, всё, чего хотел бы и желал от нас Господь укладывается в двух принципах: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой и помышлением, и ближнего твоего как самого себя». Та любовь, о которой здесь говорится – Божественная, это есть Любовь не берущая, а отдающая. Сколько мы отдали ближним своего терпения, своей заботы, своей любви – то мы и приобрели для Вечности. Здесь речь идёт не обязательно о деньгах, а в целом об устремлении жизни, ради чего мы живём, и каково в этой жизни наше отношение к ближним. По этому критерию Господь будет судить на Страшном Суде.

Есть замечательная притча в Евангелии от Матфея, о Страшном Суде, когда все предстанут пред лицом Божиим и единственным критерием оправдания будут дела любви. Каковы плоды нашей земной деятельности. Тот, кто посеял в плоть, как говорит Апостол Павел, то есть приобретал земные блага для себя, тот пожнёт от этой плоти тление, а кто стремится приобретать духовные блага, вместе с ними обретет нескончаемую радость в Царстве Божьем.

Дорогие братья и сестры, мы с вами проводим время Рождественского поста. Это время особенно благодатное, поскольку мы стермимся совершить подвиг покаяния. Пусть наше покаяние будет для нас не просто каким-то сожалениям о наших ошибках, личных грехах. Святая Церковь в эти дни предлагает нам осознать, что покаяние – это в том числе возможность изменить наше отношение к окружающим нас людям. Чем-то оказаться полезными, совершить дела милосердия. Если внимательно посмотреть вокруг, то мы найдём много способов, совершить дела благотворительности. Готовясь к празднику Рождества важно постараться изменить своё отношение к ближним, которых мы часто недооцениваем, к которым относимся предвзято, которые может быть не получают с нашей стороны любви: ласки и внимания. Всё это то богатство, которым предлагает нам Господь делиться, чтобы уподобиться тому разгруженному верблюду, который в таком состоянии имеет возможность пройти тесными вратами. Освободившись от всего того, что часто человек копит, считая, что это есть богатство жизни, он избавляется от того, что мешает ему на пути к Богу.

Пусть Господь не лишит нас блаженной, уготованной милостивым людям. И да услышим мы, в завершении нашего жизненного пути, блаженный и радостный голос Спасителя: «Благий рабе и верный! В малом ты был верен, над многим поставлю тебя! Вниди в радость Господа твоего!» Аминь.