blind

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Молодежный Просветительский лагерь "Христианский Крым: путешествие вместе"
Молодежный Просветительский лагерь "Христианский Крым: путешествие вместе" PDF Печать E-mail
26.08.2019 00:00

3-11 августа успешно прошел Просветительский православный лагерь "Христианский Крым-2019», организованный Николо-Угрешской духовной семинарией. Это уже вторая поездка в КрымCвоими путевыми заметками делится студентка ПСТГУ Анна Хади, и её сестра, сотрудник храма Сошествия Святаго Духа, Марьям Хади.

Всё живо там, всё там очей отрада,
Сады татар, селенья, города;
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда…
А.С. Пушкин

1 день 03.08 в лагере Мы с сестрой приехали в Анапу на поезде. Небо было уже красивое, но ещё пока тёмное. Дождались автобуса по единому билету и помчались по крымскому мосту. Он очень большой и гладенький. В Приморском, под Феодосией, нас ждали в пансионате «Морская крепость». Первое время погода в Приморском радовала. Ветер дул временами сильный, но солнце согревало воздух, в общем, было не холодно. На море были сильные волны.
Поздним вечером первого дня мы наконец-то познакомились практически со всеми участниками лагеря, семинаристами и преподавателями. В этом году группа собралась с разных уголков страны. Даже временные жители Калифорнии навестили наш лагерь в тестовом режиме, чтобы в следующем году пригласить иностранных друзей. Молодежь, разного рода занятий, объединенная интересом к Православной вере, истории и культуре Крыма проявила интерес к маршруту. Мы обсудили уже готовый график поездок, внесли в него коррективы, почувствовав себя частью общего проекта, т.к. каждый мог высказаться о маршруте. Редкое тур-бюро предоставляет такую свободу воли уже на месте.) Как результат, наступающий день решили посвятить славному городу Керчь.
2 день 04.08 Подъем был ранний, погода не предвещала ничего хорошего. Но совместная молитва, в несущем нас на Воскресную Литургию автобусе, приободряла.
Казалось, хляби небесные разверзлись, чтобы сделать наш путь к храму слегка тернистым. И под это дождевое «цунами» мы шли до храма Святого Благоверного Александра Невского. Промокли, но, слава Богу, внутри стало легче. Ребята причастились и даже обрадовались, что поездка была с погодными трудностями. Выглянуло солнышко. Во внутреннем дворике храма с очень красивым садом, маленькой часовней и воскресной школой было очень уютно слушать пастырское слово настоятеля отца Сергия Коваля. После его яркой и содержательной проповеди на службе, пообщались за обедом и сделали общую фотографию. Во дворике нас напоили чаем, мы покушали заготовленных в пансионате голубчиков и отправились на экскурсии. Мы оказались в центре Керчи и прослушали подробный рассказ о Кафедральном соборе Святого Иоанна Предтечи. Это самый первый православный храм в России, построенный 1000 лет назад. Он был построен греческими архитекторами во время прихода Андрея Первозванного в Крым. Затем мы взобрались на гору Митридат под сильный ветер, доносящий слова нашего гида до ушей туристов одиночек.
Следующий пункт - каменоломни Аджимушкай. Вход в них выглядит величественно. Температура внутри была около 9-12 градусов, как в Москве снаружи). Все должны знать, о чем нам рассказали. Война-зло! Из 10000 человек защитников Керчи в каменоломнях во время фашистской оккупации в живых осталось около 250. Это страшно.
Затем наш путь лежал на Царский Курган, склеп правителей IV века. Там было очень красиво и загадочно. Благодаря сердечной помощи отца Сергия Коваля группа получила опытного гида, кандидата наук, и увлекательную экскурсию по этим замечательным местам. Ужин в пансионате прошел оперативно, после чего пришло время для занятий по библейским темам. Тема касалась мироздания!
3 день 05.08
Итак, на третий день мы вдоволь накупались. Море было прохладное, так как в воскресенье лили дожди, но солнышко всё покрывало.
Затем после обеда  состоялось богословское занятие. Коснулись даже строения клеток человеческого организма с божественной точки зрения. У погоды в этот день часто менялось настроение: то дождик, то солнце. После ужина, у нас было занятие по английскому языку. Речь шла об интересных фактах, словообразовании, различных подходах к изучению в разные века. Мне понравился этот урок, очень хотелось бы  быть учителем английского и знать его также свободно, как наш преподаватель. В следующем году, если приедут заморские гости, искать общий язык будет легче. После занятий мы пошли спать, так как завтра нам предстояло опять быть «жаворонками». Мы встаём рано, и спешим увидеть все красоты. В общем, активный отдых - общение, обучение и закрепление увиденного и услышанного на пляже под зонтиком!
4 день 06.08
На четвёртый день нашего пребывания в лагере, мы отправились на «серьезную» экскурсию в Феодосию. Там мы посетили древние храмы, увидели фрески Феофана Грека 700 летней давности и услышали историю города Феодосии, а также нам удалось прочесть акафист Иверской иконе  Божьей Матери в древнем храме, посвященном этой иконе. Огромное спасибо старосте храма Св. Димитрия Солунского и исследователю истории Феодосии Олегу Павлову, а также общественному деятелю Феодосии Светлане Самойленко. Без них бы мы увидели все только снаружи, но нам был открыт каждый храм на территории старого города ключами из связки замечательного рассказчика, в прошлом семинариста, Олега Павлова. После исчерпывающей экскурсии мы разделились, но не во мнениях, а на группы. Некоторые поехали в музей древнего искусства, другие в музей Грина, а мы отправились в галерею Айвазовского. Были и такие, кто пошел в кафе созерцать море и дегустировать местные напитки. Свобода воли, ничего не поделаешь! Мы оказались у Айвазовского и не могли понять, как возможно так правдоподобно нарисовать море, закат, ночь, тучи, облака. Божий дар и многолетний труд. Вечером, после порции духовной пищи в храмах и музеях, нам было предложено 8 видов практически домашних тортиков от Феодосийских кулинаров. На ночь! Сны были подобны кулинарной глазури!
5 день 07.08
Сегодня у нас началась двух-дневная поездка по Южному Берегу, с заходом в Ялту. Сначала мы отправились в Симферополь к Святителю Луке. Свято-Троицкий Монастырь очень красивый, снаружи он украшен мозаикой. Помолившись Святителю и прочитав Акафист, мы поехали на локацию фильма Викинг, где все декорации и снаряжения остались нетронутыми. Нетронутыми туристами, конечно! Кто видел уже фильм, почувствовал себя в теме – ножи и копья покидали, на ристалища посмотрели. За это «погружение в прошлое» особая благодарность члену Комиссии Общественной Палаты Крыма по делам Молодежи, Волонтерству и Спорту Иванченко Татьяне. Ее рассказ о себе и Крыме заслужил бурю аплодисментов.
Наше путешествие продолжилось в Массандровском дворец. Какой это красивый дворец по своему внутреннему убранству, а какие виды открываются из его окон. Просто сказка! Так странно, что там не ночевал ни один император, и они все предпочитали Ливадию. Перекусили своим провиантом мы прямо на поляне перед дворцом, ну и помчались в Ялту, где нас уже ждали новые открытия. Огромное спасибо за заботу администрации Ялты в лице члена Общественного Совета города Вадима Федорова-Москвитина, который при помощи министерства Культуры Крыма любезно обеспечил посещение Массандры и Ялты. В планах даже был круглый стол с обсуждением международного формата лагеря. В следующем году нужно будет остаться на ночь, чтобы увидеть больше. В Ялте у нас была пешая прогулка с экскурсией по городу. Дружественный обед в достойной Ялтинской столовой с обсуждением дворца в Массандре под одноименный Черный Мускатель снял дневную усталость. Впереди ночёвка в Бахчисарае, не близкий путь. Но благодаря веселящему действию Мускателя, мы спели в автобусе все душевные песни, которые вспомнили, и легко перенесли дорогу в дружном общении. Прибыв на тур-базу под Бахчисараем, мы с радостью ощутили романтику минимальных удобств. Хорошо, что всего на одну ночь!
6 день 08.08
Уникальное зрелище! В местном Бахчисарайском кафе на стене бара, вместо привычных напитков, стройно стояли книги классической литературы с полным собранием Н.С. Лескова. Кто-то даже придумал лозунг кафе - «От Русской классики пьянеем»!  Мы позавтракали вкусными блинчиками и отправились в пещерный Свято-Успенский монастырь в горах. Там невероятно красиво. Как оказалось, я была первый раз в горном пещерном монастыре. У меня нет слов, одна Благодать. Мы приложились к чудотворной иконе Успение Божьей Матери и спели тропарь. Теперь мы едем в Херсонес. По пути из окна увидели Ханский дворец, памятник Пушкину. Уже два дня светит солнце. По пути в Херсонес, к нам в Инкермане присоединился экскурсовод. Она рассказала нам о Свято-Климентовском пещерном монастыре. Ехали мы в Херсонес, внимая рассказу об истории города-героя Севастополь.
В Херсонесе у  нас был замечательный экскурсовод. Осознавать, что здесь был величайший город, ходил Андрей Первозванный и священномученик Климент, папа Римский, было весьма трепетно. Историю нашего русского православного мира надо знать и помнить. В этом городе крестился наш святой равноапостольный князь Владимир - креститель всея Руси.
После Херсонеса мы посетили Севастопольскую Ордена Нахимова, 41 Бригаду Ракетных Катеров ЧМ. Мы увидели бригадный музей и ракетный катер, участвовавший в Великой Отечественной Войне. Но самое главное - мы посетили действующий ракетный катер Набережные Челны. Это было очень увлекательно, нам попался простой и весёлый штурман. Он рассказал нам, как вылетают ракеты и сфоткался со всеми по очереди. Вот это выдержка! Далее морской сух паек на военном пляже и здоровый автобусный сон. Спаси Господи за организацию этой морской экскурсии настоятелю храма Святителя Филиппа в Казачьей Бухте, г. Севастополь, отцу Вячеславу Костенко. Эту поездку я запомню навсегда.
7-8 день 09-10.08
Эти дни были не менее запоминающимися, так как мы никуда не поехали, а просто отдыхали. Завтрак в 10 утра, здоровый сон, как в пассивном пляжном отдыхе. После завтрака мы отправились на море. По пути домой мы заметили на проводах огромное количество ласточек, они сидели в три ряда и напоминали клавиши фортепиано. Наблюдательность обостряется в отпускной период! После обеда у нас как всегда было занятие по Священному Писанию. Появилось свободное время на чай и задушевные разговоры в беседке, окруженной розами. Наличие настольного тенниса заменило любителям фитнеса спортзал. Послеобеденный заплыв, игра в мяч и поездка на «скоростном» банане вернули нас в режим отдыха. Вечером после ужина - урок английского с разбором богословской лексики, названий православных праздников и их этимологии. В этот прощальный вечер для Наташи, мы провели свечку прямо на берегу. Я была «гениальной» и сказала всё кратко. Часть группы отправились на ночной пляж считать звезды. Так закончился 7 день нашего пребывания в лагере.
Погода уже четвёртый день замечательная, солнышко светит, а сегодня аж +30. После обеда желающие отправились в Свято-Троицкий Топловский монастырь Святой Преподобномученицы Параскевы.
Особо жаждущие продолжения путешествий и крымских видов посетили живописный Судак и Новый Свет. Кое-кто из группы повстречал знакомых в Коктебеле, подтвердив тем самым мысль, что и в одиноких горах «мир тесен». В самом Коктебеле нашлись друзья из Москвы, знающие это уникальное место с его творческой историей. Гид уже не потребовался! После ужина состоялась беседа о вредности интернета для детей с христианским взглядом на это излишество. А в завершении дня дружная команда приготовила роскошный прощальный ужин с шашлычком. Все говорили добрые пожелания и фиксировали это на гаджеты. Следующим утром наметили ранний подъем на литургию в честь дня Святителя Николая. Ну, вот и всё. Последняя ночь на Феодосийском, «Богом данном», побережье.
9 день 11.08
Надо сказать, что не все покинули пределы пансионата в последний «печальный» день расставания. После отъезда большинства, смелое меньшинство в тестовом режиме провело погружение с аквалангами в живописных подводных скалах пос. Орджоникидзе и посетило заповедник Опук близ Керчи для исследования географии предстоящих поездок. Руководство Музея Подводной Археологии направило наших пионеров в надежные руки профессионального ныряльщика с опытом работы в затопленном античном городе Акра в Керченском проливе. В следующем году исследователей морских глубин можно включить в общую программу. Качество опробовано! Да,  отдельное спасибо Зиновию Лудчаку, вице-президенту Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма. Без его комфортабельного автобуса на 35 человек мы бы не увидели столько красот за короткий период быстротекущего отпуск. За всё, Слава Богу!