blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Студенты Угрешской семинарии размышляют о Великой Отечественной войне
Студенты Угрешской семинарии размышляют о Великой Отечественной войне PDF Печать E-mail
09.05.2018 00:00

 

Своими размышлениями после просмотра видеоролика «Что было бы, если бы мы родились в другое время?!» (Чистопольское телевидение) делится студент пропедевтического курса Дмитрий Волобуев.

 

В просмотренном видеоролике, посвященном теме Великой Отечественной войны, поднимается весьма важный вопрос, являющийся основной темой ролика: а смогли бы мы, люди XXI века, перенести все те тяжести и невзгоды, которые ради нас перенесли наши бабушки и деды? Смогло бы наше поколение устоять в войне против фашистов? Не сломаться под невообразимой скорбью, про которую сказано в Евангелии: «В те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Мк. 13, 19). Хотя эти слова и были сказаны про время пришествия Антихриста и кончину мира, но их вполне возможно отнести и ко времени Великой Отечественной войны, потому что в это время была такая скорбь в человеческих сердцах всей Земли, что не испытавшим этого представить ее невозможно.

Разве возможно современным людям представить себе, что бесчисленное множество матерей и жен получали оповещения о смерти своих мужей и сыновей, что в немецких концлагерях русские пленные претерпевали невыразимые словом мучения и пытки, что по всей стране царил страшный голод, от которого множество людей умирало, и многое, многое другое? Да большинству людей, представляющих современное поколение, а особенно молодежи, этого просто не понять, ведь они почти никогда не сталкиваются с чужим горем, не открывают свое сердце, чтобы принять в него скорбь ближнего. Почему так происходит? Оттого что современный мир нацелен на всевозможное удовлетворение человеческих потребностей: в нем нет места для Евангелия, он не способен этого принять. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. <…> Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 5-9), – говорит святой апостол Павел про мир, во зле лежащий (ср. 1Ин. 5, 19). А преподобный Авва Дорофей добавляет, что мирская жизнь установлена и утверждена на трех китах: сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (гордость житейская). И поэтому современным людям, особенно молодым, бывает довольно сложно задумываться о тяжелом, скорбном для сердца, но вместе с тем, как горькое лекарство, полезном и целительном. А не хотят они об этом задумываться, потому что не понимают, зачем им это надо. Ведь им нужна легкая и беззаботная жизнь, спокойствие и постоянство которой не нарушались бы ничем и никогда, а все, что этому мешает, воспринимается как ненужное, излишнее.

«Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: “Не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет [Господа] Бога моего среди меня?”» (Втор. 31, 17), – сказал Господь Моисею, подразумевая под этими словами то, что все скорби и бедствия Израильского народа попускались Израилю для того, чтобы он не забывал Бога, Господа своего. Так и нашей стране были попущены скорби для того, чтобы народ ни в чем ином не видел надежды на избавление, как только в помощи Божией. И в самом деле, во время войны религиозная жизнь активизировалась среди большинства населения: храмы перестали закрывать, а, напротив, разрешили открывать; люди стали больше обращаться к религии и духовенству, а Сталин даже разрешил избрать патриарха, словно в награду Церкви за Ее неоценимую помощь и поддержку в страшные годы войны. Эта активизация религиозной духовной жизни народа весьма способствовала победе: ветераны даже говорят о том, что в окопах не было неверующих людей. Сохранилось «Письмо к Богу» некоего солдата, который с детства был атеистом, но во время жестокой войны понял, что без Бога жить не может. Он искренно раскаялся в своем неверии, о чем свидетельствует трогательность его письма, которое берет за сердце всякого читателя.

В нашем современном мире человеку все подано на ложечке: ешь, пей, живи, учись – не хочу! А почему не хочу? Потому что не испытали мы того, что испытали люди в страшные годы войны. Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки знают цену жизни и всем благам, которые мы имеем, потому что они долго были их лишены. Справедлива поговорка: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».

Так смогли бы наши современники перенести то, что испытали их деды и прадеды? Смогло бы современное поколение устоять против немецких захватчиков?

Трудно ответить на этот вопрос. Сам видеоролик свидетельствует о том, что сложно было бы современным людям испытать на себе тяготы войны. В этом видео даются кадры военной кинохроники для сравнения с современностью. И мы видим, какими мужественными и самоотверженными были люди в то время и какими изнеженными являются представители современного поколения, которые играют в разные игры, развлекаются, веселятся и живут в свое удовольствие. А их деды и прадеды были вынуждены рано повзрослеть, отказаться от различных удовольствий, чтобы пойти на войну или трудиться в тылу. Им приходилось спать по три часа в сутки, при очень большой, безмерной нагрузке; еды у них было мало: они рады были каждой крошке, ценили даже самую простую пищу; а в современном мире люди могут спокойно спать, есть, играть и даже зачастую не представляют себе, что было семьдесят с небольшим лет назад: как люди голодали и какие трудности переносили.

Мы, представители современности, часто бываем недовольны от того, что у нас старая модель смартфона, а наши прадеды и деды радовались даже небольшой картошине и часу сна; мы злимся на родителей из-за того, что они иногда запрещают нам разные развлечения, а в те годы дети были готовы все что угодно отдать, лишь бы только их родители не погибли и остались живы.

Можно привести и еще много других примеров: всего не перечислить.

Когда у людей не было еды, они особо не задумывались, что им есть, а ели то, что было: простую пищу – картошку, хлеб и т. д. А современный мир настолько переполнен всевозможными благами, что люди уже и не знают, чем им лучше питаться, выбирают еду повкуснее, питье послаще и одежду покрасивее: изобилие способно развращать, если человек относится к нему не как к дару Божиему.

Тот ветеран, который шел по улице в видеоролике, – он шел, окруженный современной молодежью с ее веселой и беззаботной жизнью, и, наверное, думал, что невозможно этим людям понять того, что пришлось пережить его поколению. И слава Богу, что мы избавлены от таких скорбей, но сохранять память о страшных событиях войны необходимо, чтобы предотвратить подобное в последующих поколениях, избавить от безмерной скорби наших потомков.

И нам нужно согласиться с тем, что мы не можем полностью постичь все тяготы той войны. Мы никогда не сможем в полной мере себе этого представить: такое можно понять, только пережив.

И не дай Бог нам такое пережить, потому что мы, наверное, не выдержали бы. Но и не дай Бог нам забыть о ветеранах, не чтить и не уважать их, ведь благодаря им мы родились, мы живы и не сделались рабами фашистов, которые хотели всю Россию превратить в зону рабства, из которой всегда будет бесплатный поток какого угодно количества рабов.

Чтобы не забыть о Великой Отечественной войне, будем читать книги о ней, не забывать о ветеранах, вообще будем поддерживать память о ней, и тогда мы, несомненно, станем больше ценить то, что имеем.

Современному поколению стоит задуматься: оно живо-то благодаря кому? Благодаря их прадедам и прабабушкам – тем, которые взяли на себя всю тяжесть войны с фашистами, приняли невыразимые скорби, подняли на плечи огромный труд, чтобы не допустить фашистам стать нашими захватчиками, не дать им завладеть нашей Родиной и поработить русский народ. Ради кого они это сделали? Ради каждого из нас.

Дмитрий Волобуев