Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Выпускники Персоналии Священник Никита Чернышов. Выпуск 2016
Священник Никита Чернышов. Выпуск 2016 PDF Печать E-mail
babkin

 

 

 

В преддверии Пасхи Христовой священник Никита Чернышов, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских, руководитель молодежного отдела Ржевской епархии, дал интервью изданию «Ржевская правда».

– Ваше Преподобие! В предпасхальные дни невольно вспоминаются классические строки:

Смерти нет —  это всем известно.

Повторять это стало пресно.

А что есть — пусть расскажут мне…

Расскажите, пожалуйста, об этом и нашим читателям.

— А есть – Пасха. Православная Церковь учит, что Христос победил смерть и упразднил ее державу. После Воскресения Христа смерть, которая неизбежна для каждого человека, уже не есть смерть, хотя бы уже потому, что касается теперь только человеческого тела. Над душой же христианина смерть не имеет такой власти, душа уже не умирает, не погибает в аду, а имеет уникальную возможность перейти в Царство Божие, где будет жить вечно.

В каком смысле Церковь говорит о победе над смертью? На этот вопрос прекрасный ответ дает святитель Григорий Нисский, который ввел потрясающий образ – образ кувшина. Под этим кувшином подразумевается человеческая душа. Завистник – враг род человеческого – позавидовал красоте этого кувшина и решил его испортить, влив в него расплавленный свинец. Но Хозяину – Богу – этот кувшин дорог и поэтому он поднимает его и разбивает о камень. Свинец отделяется, а Хозяин бережно собирает эти кусочки, обмазывает их глиной, соединяет и воссоздает в первозданной чистоте. Иными словами, к чувственной стороне души человека очень тонко примешалось зло, причем настолько тонко, что человека охватили страсти. А душу, которую поразило зло, нельзя назвать счастливой. Бог же ничего не делает наполовину, Он — Творец совершенных вещей. И задумав сотворить человека, Он задумал сотворить его счастливым. Именно поэтому Он разбивает кувшин… Поэтому через смерть должны пройти все люди.

— Отец Никита, пожалуйста, несколько ярких биографических штрихов. Как давно Вы пришли в Церковь, что Вас привело?

— В Церковь меня привела мама еще в детстве. Поначалу просто ходил в храм, участвовал в Таинствах, молился за богослужением. В подростковом возрасте начал  прислуживать в алтаре. После окончания школы поступил в Николо-Угрешскую духовную семинарию, которую окончил в прошлом году. По распределению Комиссии при Учебном комитете получил распределение в Ржевскую епархию.

— «Какое счастье быть священником! Священство – единственная профессия, где ты все время живешь всерьез», — не помню, кто сказал, но, по сути, очень верно. Как бы Вы могли это прокомментировать? Удается ли Вам жить всерьез?

— Апостол Павел в Первом послании к своему ученику Тимофею приводит такие замечательные слова, обращенные ко всем пастырям Церкви: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). В своей жизни стараюсь руководствоваться этим апостольским завещанием. Интересно, что эти слова выбиты и на иерейском кресте как некое напоминание о высоте того служения, к которому священник призван. И, на мой взгляд, священник всегда должен осознавать степень ответственности перед Богом за вверенные ему души людей.

— «Наставникам, хранившим юность нашу», люди обычно бывают благодарны.  Расскажите, кто повлиял (из современников, святых отцов) на Вас духовно, был образцом  пастырского служения?

— С сердечной теплотой вспоминаю годы, проведенные в стенах Николо-Угрешской семинарии и Николо-Угрешского монастыря. В связи с этим хочется поблагодарить нашего ректора игумена Иоанна (Рубина) и наместника Николо-Угрешского монастыря игумена Варфоломея (Петрова), а также профессорско-преподавательскую корпорацию и братию обители. Отдельное внимание хочу уделить моему научному руководителю Петру Кузьмичу Грезину, который беззаветно предан своему делу и всегда готов прийти на помощь студентам.

– Как случилось, что Вы стали заниматься молодежным церковным служением? Что можно сказать о молодежи в Церкви? Об отношении молодых людей к Церкви, например, в Ржеве?

— Молодежным служением я стал заниматься по благословению правящего архиерея Ржевской епархии епископа Адриана. На мой взгляд, молодежь постепенно открывает для себя жизнь в Церкви, о чем свидетельствуют различные православные молодежные организации. Кроме того, ежегодно проводятся всевозможные молодежные встречи и форумы, молодежь привлекается к социальному и миссионерскому служению Церкви.

В Ржеве недавно подводили итоги благотворительной акции «Белый цветок». В проведении этой акции принимали самое деятельное участие многие городские молодежные объединения.

— Отец Никита, что Вы можете рассказать современному молодому человеку о Христе, если он далек от Церкви? Удается ли вести живой разговор с молодежью на ее языке?

— Мне близки слова блаженного Августина: «Не говори о Христе, но живи так, чтобы тебя захотели о Нем спросить». Но, конечно, приходится беседовать с невоцерковленными молодыми людьми о Христе. Что я им говорю? Сначала пытаюсь узнать, какое представление человек уже имеет о Боге и Церкви, чем он вообще интересуется, и уже с учетом этих знаний выстраиваю свой рассказ. Точки соприкосновения могут быть разными: наука, искусство, спорт…

– Кто из отцов Церкви лучше всего подошел бы для молодежного служения сегодня? Кого бы Вы пригласили в свою команду?

— Думаю, что подходящей кандидатурой для работы с молодежью оказался бы, уже упомянутый, великий святой нераздельной Церкви блаженный Августин Аврелий. Почему я выбрал бы его? Ответ довольно прост: у святого была довольно бурная молодость, полная различных приключений и испытаний. Однако он сумел извлечь для себя правильные уроки и в итоге достиг святости. И еще: Августин всегда любил учиться. Предметом его размышлений могла стать обыкновенная капля росы, вой волка, аромат цветка… – словом, все то, чего мы обычно не замечаем. И он пытался каждое явление проанализировать и объяснить себе и своему собеседнику как к этому относиться. И в этом плане Августин служит добрым примером для всех нас без исключения.

– В Ржеве сейчас  проживает  около 12 тысяч молодых людей. Что Вы  можете сказать относительно новых перспективных начинаний молодежной работы?

— На сегодняшний день Синодальным отделом по делам молодежи разрабатывается множество интересных программ для работы с молодыми людьми. Эти программы рассылаются для реализации по епархиям. Устраиваются различные молодежные акции, ближайшая из которых – раздача поздравительных открыток к празднику Светлого Христова Воскресения.

— Отец Никита, что делать,  когда  на груди крестик, а нужды в Боге не     ощущается? У Вас лично есть  понимание того, что есть Бог, и  что-то значит для Вас лично, каким-то образом Он влияет на Вашу жизнь?

— К сожалению, в  обществе присутствует такое явление как религиозный формализм. Причем начинается он с момента Крещения. Когда надели на человека крест, и он так с ним всю жизнь и ходит, как с красивым атрибутом. Однако после принятия Крещения человек имеет определенные обязательства перед Церковью, т.к. он уже является полноправным ее членом. И Господь будет спрашивать с такого человека по всей строгости Своего закона. Поэтому, пока у человека есть возможность обратиться к Богу, то нужно ею пользоваться. Замечательное суждение приводится по этому поводу выдающимся проповедником нашего времени митрополитом Антонием (Блюмом): каждая мысль или воспоминание о Боге уже есть молитва. Здесь от человека ничего сверхъестественного не требуется, а пользу своей душе он принесет

Для меня Бог есть Любящий Отец и Праведный Судия, который, по слову святителя Григория Паламы, справедливо распределил время и для милости и для суда, установив настоящее время как век милосердия, а будущий – как век воздаяния.

Я верю во всеблагой Промысл Божий, который выражается в том, что всякое добро происходящее в мире Бог поддерживает, а возникающее через удаление от добра зло исправляет и направляет к благим последствиям. В своей жизни стараюсь во всем увидеть действие Божественного Промысла и извлечь для себя полезное.

Как объяснить молодым людям,  что у них имеется максимум 70 лет и их надо использовать для вечности?

Что такое жизнь? Когда мы живём по-настоящему?

— Спасение – это процесс со-работничества, со-трудничества Бога и человека. Если человек хочет жить вечно, то для этого надо прилагать усилия здесь и сейчас. Сегодня ты молод и энергичен, а завтра… все может в одночасье поменяться.

Жизнь есть высший дар Бога человеку. Сейчас в обществе возникают ложные тенденции о человеческой жизни, которые приводят, в конечном счете, к ее обесцениванию. Однако, многие люди, оказавшись в критической ситуации, несущей угрозу самому их существованию, понимают значимость своей жизни, начинают ее по-настоящему любить и ценить. Когда человек вдруг начинает осознавать и верить в то, что его душа бессмертна, то это несет душе неописуемую радость и мир. Тогда человеческая жизнь приобретает подлинный смысл.

—  Всякое ли проявление настоящей человеческой любви – это  встреча с Богом, который есть любовь, как Вы думаете?

— Здесь было бы уместно, на мой взгляд, определить мотивы этой человеческой любви. Святой Василий Великий учит, что существует 3 вида любви. Первый вид – это, когда человек стремиться совершить свой поступок из-за страха наказания. Такой вид любви называется рабской. Второй вид любви – это наемнический, при которой человек  проявляет любовь ради себя, ради собственной выгоды. И третий вид – сыновняя любовь, когда человек делает что-то просто, во имя добра. И еще: настоящая любовь всегда сопряжена с некоторой жертвой, с некоторым отречением от своего эгоизма, своей самости.

—  Вы, как глава молодой семьи, можете сказать, в чём, на Ваш взгляд,  принципиальное отличие  влюблённости от  любви? Почему у нас так много разводов?

— Влюбленность мешает человеку трезво оценивать жизнь вокруг себя. Зачастую влюбленный стремится обоготворить, возвысить свою избранницу, увидеть то, чего в ней нет и жить этим иллюзорным идеалом. Когда же эта пора проходит человек осознает, что любил не вот этого живого человека, с его недостатками и слабостями, а придуманный им образ. Наступает разочарование, которое в дальнейшем может привести к такому печальному последствию как развод…

Любовь же, может быть, и выражается в том, что человек, видя немощи и недостатки, способен их терпеть и переносить, с надеждой исправить что-то собственной чуткостью и пониманием.

—  Сегодня люди часто смешивают подлинную Церковь и свои представления о ней. Может быть, плоды, которые приносит Церковь, совсем не те, которые ждет мир? Ведь  Церковь часто упрекают  за то,  что за  последние 25 лет нравственный климат в обществе только ухудшается?

— Один современный проповедник сказал довольно правильную мысль: перед входом в храм нужно снимать только шапку, но не голову. Что это значит? Бог дал человеку разум и его надо применять, в том числе и в Церкви. Когда мы встречаемся с каким-то негативом, происходящим в церковной среде, мы стараемся отождествить его со всей Церковью. Но это не совсем так, ведь основатель Церкви – Христос, а Он всегда свят. И если мы ищем именно Его, то даст нам мудрое сердце, способное различать добро и зло в церковной ограде.

Природа христианской этики не зависит от исторических обстоятельств, потому что ее основоположник «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Заповеди Христовы имеют непроложное значение для каждого человека и для каждого культурно-исторического общества. Каждый человек, стремящийся к совершенству, способен преображать себя и окружающий мир. Но обыкновенно мы не готовы критически взглянуть на свою жизнь и будем искать причины вне себя.

—  Многие  приходят в воскресенье на литургию, но в обычной жизни никак не обращаются к своему религиозному чувству, в том числе и в сфере мотивации своих поступков. А ведь ничего хорошего не будет, пока не измениться умонастроение. Как Вы думаете, почему так происходит?

— Думаю, что для этого человеку необходимо всегда ощущать живое присутствие Бога в своей жизни. А как это возможно? Сам Христос дает нам такой совет: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). Анализ своей жизни через призму Евангельского учения, через призму Закона Божьего поможет человеку реально оценить свое духовное состояние и найти необходимый ключ для своего совершенствования.

—  Отец Никита, о чем бы Вы хотели сказать молодым ржевитянам, поздравляя их с Пасхой?

— Хотелось бы пожелать, чтобы молодые люди научились ценить время. В молодости всегда кажется, что можно все успеть, отложить на потом, сделать завтра. Но еще апостол Павел предупреждал, что дни лукавы. Поэтому, насколько это возможно, стремитесь получить достойное образование и принести достойные плоды на благо нашей дорогой Отчизны.

— Благодарю Вас за интервью!

Ирина Кузнецова

«Ржевская правда», апрель 2017г. (по материалам сайта Тверской епархии)