Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Живая вера в Воскресение
Живая вера в Воскресение PDF Печать E-mail
02.10.2017 00:00

 

Проповедь священника Валерия Духанина на Всенощном бдении в храме преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешского монастыря 30 сентября 2017 г. на 6-е евангельское чтение на воскресной утрене (Лк. 24: 36 – 53).

 

   Скачать

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Если бы мы перенеслись в эпоху, о которой повествует Евангелие, то мы увидели бы, конечно, много самоотверженных людей, хороших работников, тщательных исполнителей религиозных правил, почитателей истинного Бога и настоящих мудрецов, но мы практически не встретили бы живой веры в Воскресение.

Двухтысячелетняя история христианства с ежегодной Пасхой и еженедельным праздником воскресенья наполняют нашу жизнь особым вдохновением, перспективой бесконечной, неисчерпаемой жизни со Христом. И вера в Воскресение ныне представляется как что-то само собой разумеющееся.

Но в те далекие времена даже апостолы, читавшие Священное Писание Ветхого Завета, и неоднократно слышавшие предсказания Самого Спасителя о том, как Он пострадает, будет распят и воскреснет, не могли принять эту истину своим сердцем и не могли объять ее своим умом. И вот когда эта горстка напуганных людей, после распятия Спасителя трусливо прятавшихся в горнице, пребывала в полной растерянности, им является Сам воскресший Христос и говорит: «Мир вам!»

Мы читаем в Евангелии: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24: 37).

Их вера настолько была слаба, что первой реакцией оказался испуг и смущение. Это подобно тому, как если с войны пришла повестка о смерти близкого человека, а потом вдруг появляется он сам живой и невредимый, то первой реакцией бывает шок, и ты думаешь, не призрак ли перед тобой. Апостолы подумали, что видят духа.

Как говорит Евангелие, «но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк. 24: 38 – 40).

Спаситель предлагает наглядно удостовериться, что это Он Сам в Своем Собственном теле, с руками и ногами, что Его можно рассмотреть и осязать. Потому что вся тайна христианства заключается в том, что Господь Бог, Бог вечный, беспредельный и безграничный, Бог, обитающий на недоступной и неизреченной высоте Своей славы, стал на земле простым человеком, заключил Себя в простую человеческую плоть, ограниченную, видимую и осязаемую. Он  воспринял наше тело раз и навсегда – чтобы и наша плоть стала причастной Божеству, чтобы даровать людям вечную славу обожения. И вот как Воскресший Спаситель готов был отдать Себя в объятия апостолов, чтобы они осязали Его, чтобы они приняли истину Воскресения, так и каждому христианину Он отдает всего Себя, если сердце наше открыто.

Состояние души апостолов меняется. Уходит страх, смущение. Но веры еще недостаточно, как сказано в Евангелии, «они от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24: 41). Это как добрая, но невероятная весть. Когда близкий тебе человек должен был умереть, но неожиданно выжил, и ты от радости не можешь поверить. Так и тогда было в душах апостолов.

Спаситель просит подать Ему какой-нибудь пищи, чтобы подтвердить – это Он, Тот самый, Который три с половиной года ел с ними простую скудную пищу, разделял с ними земную трапезу, чтобы затем они могли разделить с Ним, с Воскресшим, трапезу небесную.

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,  и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24: 44 – 48).

Это значит, что только в этот момент апостолы получают дар ясно видеть смысл Священного Писания. До этого их восприятие Писаний было мертвым, ибо они не видели в Ветхом Завете ясных предсказаний о Христе, и только благодаря дару Христа восприятие Писаний становится живым. Оказывается, что даже чтение Священного Писания может быть либо живым, либо мертвым.

Жизнь или смерть – вот то, что определяет сущность каждого из нас, что присутствует в каждом нашем деле, в нашем отношении к ближним, в нашем духовном пути…

Мы может быть живыми в общении с ближними, когда реагируем на них живым сердцем, а когда только попрекаем и отворачиваемся, то это отношение мертвое. Наша работа, наше творчество становится живым, когда в него вкладывается вся душа, когда выполняется как что-то свое, родное. А если это выполняется через «не хочу», то такая работа мертвая, потому что мертвы мы сами.

Молитва оживает только тогда, когда произносится не как обременительное правило, не по принципу: «поскорей отчитать и уйти», а как личное живое обращение к Богу, как встреча с тем, кто дорог твоему сердцу. Такому сердцу Бог дает благодать.

Сама наша вера может быть либо живой, либо мертвой. Мертвая вера – отстраненное представление, что Бог вообще есть, но Он где-то там далеко. Живая вера – ясное видение, что Господь Бог рядом с тобой, во всех твоих бедах и радостях Он Своим премудрым Промыслом не оставляет тебя. И как Воскресший Христос был рядом с апостолами, и даже восходя на Небо и благословляя их, Он духовно не покинул их, так что, сказано в Евангелии, апостолы «возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24: 52), так и с нами Воскресший Христос может присутствовать рядом и подавать радость, если сердце наше живо, если оно воскресло от греха. Тогда и мы, как и апостолы, становимся свидетелями Воскресения Христова и несем эту жизнь в мир, привлекая к ней и других.

Дай Господь всем нам быть причастниками Воскресения Христова. Аминь.

священник Валерий Духанин